«Я - Человек!»: премьера неисторического мифа «Павел I» на Новой сцене Театра Вахтангова

Новости

«Я - Человек!»: премьера неисторического мифа «Павел I» на Новой сцене Театра Вахтангова

«Я - Человек!»: премьера неисторического мифа «Павел I» на Новой сцене Театра Вахтангова

"История, собственно, не существует, существуют лишь биографии", - мудро заметил Ральф Уолдо Эмерсон и, наверное, был прав: из судеб каждого из нас складывается история человечества. Одной из самых противоречивых и загадочных личностей в истории России является император Павел I. В школьных учебниках, как правило, сыну Екатерины Великой не уделяется должного внимания, а порой его и вовсе описывают как безумца. Но в жизни всё гораздо сложнее, чем может показаться сначала: как доказывают реальные исторические факты, документы, свидетельства, личность Павла была гораздо более масштабна, многогранна и глубока.

30 и 31 марта на Новой сцене Театра Вахтангова состоялась премьера спектакля «Павел I».

Режиссёр Наталья Ковалёва в оригинальной сценической версии гармонично синхронизировала пьесу Дмитрия Мережковского "Павел Первый" и стихи из пьесы Евгения Симонова «Смерть Павла I». В знаковые кульминационные моменты герои начинают органично говорить стихотворными монологами. В спектакль интегрировали персонаж, которого нет в литературных первоисточниках, но который, безусловно, не только при жизни, но и после смерти оказывал на главного героя колоссальное влияние. Павла I называли русским Гамлетом, в спектакле Натальи Ковалёвой это тонко отражено: Гамлета преследовал призрак отца, а Павла терзает образ матери - призрак императрицы Екатерины Второй неумолимо предстаёт перед героем в самые трагичные моменты жизни. У них были очень сложные отношения: Екатерина недолюбливала своего сына и не уделяла ему должного внимания, Павел винил мать в смерти своего отца, Петра I I I, погибшего в результате заговора. И после смерти властная, деспотичная мать, можно сказать, терзает своего сына, который имел смелость быть не таким, как она.

 Неисторический миф в постановке Натальи Ковалёвой получился по-настоящему эпохальным.

В творческой синергии с блистательными актёрами и талантливой постановочной группой Наталья Ковалёва представила масштабную и драматичную сценическую версию последних дней жизни императора. Действие происходит в Санкт-Петербурге с 9 по 12 марта 1801 года. 

Сценография Максима Обрезкова, который также является художником по костюмам, погружает публику в холодные интерьеры Михайловского замка. Однако роскоши дворцовых интерьеров на сцене нет: от метафоричных декораций веет могильной сыростью, мрачной неизбежностью и невозможностью изменить то, что предрешено. Чёрно-серые тона, монументальные колонны, геометрические плоскости, которые становятся то площадью, где маршируют солдаты, то приёмной дворца и комнатами, в которых герои ведут свои беседы и плетут интриги, где вершатся судьбы не только конкретных людей, но и история огромной Империи. Все мы знаем трагичную судьбу Павла I: его старший сын Александр станет участником заговора, в котором император будет убит, а его супруге придётся делать выбор между мужем и сыном...

         В образе Павла I предстаёт Заслуженный артист России Александр Олешко.

Как это ни парадоксально звучит, между актёром и его героем гораздо больше общего, чем просто совпадение возраста (исполнителю главной роли столько же лет, сколько его персонажу): Александра Олешко, как и Павла Первого, многие современники воспринимают гораздо более поверхностно, недооценивая профессиональную и человеческую глубину этой личности. Александр Олешко - очень талантливый и невероятно многогранный актёр, чей актёрский диапазон огромен: ему подвластны абсолютно разные образы, Александр способен воплотить безграничную палитру эмоций и чувств. К сожалению, многие зрители, в силу шаблонного мышления, воспринимают этого актёра исключительно в образе зажигательного телеведущего. Эта часть аудитории, безусловно, откроет для себя в спектакле «Павел I» совсем другого Олешко, того, которого знают и любят поклонники его творчества: глубокого, рефлексирующего, интеллектуального.

Александру Олешко удаётся не играть, а жить в предлагаемых обстоятельствах: благодаря филигранному воплощению актёра Павел оживает на сцене в разнообразной палитре эмоций - в безграничном калейдоскопе контрастов, парадоксов и противоречий. Актёр во всем спектре чувств проживает на сцене трагичную судьбу опального императора, постоянно балансируя на грани милосердия и жестокости, здравого смысла и безумия, любви и ненависти, прощения и подозрений…

Павел в воплощении Александра Олешко, прежде всего, человек, которому искренне сочувствуешь и сопереживаешь. Император предстаёт перед зрителями растерянным мужчиной, заблудившимся в затейливых лабиринтах судьбы, обстоятельств, сомнений, страданий, разбившихся детских иллюзий и нереализованных надежд. Где-то в глубине души он питает надежду, что предчувствие фатальной трагедии окажется лишь иллюзией: его разум воспалён, нервы на пределе, от этого и его поведение лишено логики. На плацу он приказывает жестоко избить солдата за малейшую провинность, но тот час же, получив письмо от своей возлюбленной Анны Гагариной (актриса Мария Риваль), смягчается, оттаивает и винит помиловать всех, кого призвал наказать. В сценах со своей фавориткой, мы видим его мягким, влюблённым, открытым. "Как желал бы сделать всех счастливыми!» - восклицает герой, и ему искренне веришь!

В диалогах с призраком матери, которую воплощает Ирина Дымченко, Павел, словно обиженный ребёнок, который нуждался в материнском внимании и ласке, но так и не получил его. К сожалению, дети, которых не любили в детстве, часто превращаются во взрослых, чья психика очень ранима и уязвима, подвержена влиянию. Екатерина обожала внука Александра, именно его видела своим преемником на троне, в отместку матери, вступив на престол, Павел решительно приступил к ломке заведённых матерью порядков.

В роли Александра предстаёт Юрий Поляк (в другом составе эту роль играет Клим Кудашкин).

Благородный, интеллигентный, романтичный, мягкий Цесаревич вызывает сострадание. Он запутался в долге и чувствах, в паутине коварных интриг, которые ловко плетут не только придворные, но и его собственная супруга, стремящаяся как можно скорее стать императрицей.

В образе Елизаветы в разных составах предстают Дарья Щербакова и Елизавета Палкина. В отличие от робкого, нерешительного Александра, ей не занимать смелости и настойчивости.

Одна из самых страшных страниц в истории государства Российского - молчаливое согласие сына на смерть своего отца, воплощена в спектакле максимально деликатно и тактично: Александр не хотел смерти Павла, но подписав манифест на воцарение он фактически подписал смертный приговор своему отцу, и он не мог этого не понимать… Был ли у него другой выбор? Была ли возможность поступить иначе? Мы не знаем. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения.

Трагичен и образ жена Павла, императрицы Марии Фёдоровны, родившей ему десять детей. Эту героиню с царским достоинством в разных составах воплощают актрисы Елена Сотникова и Анна Антонова. Она искренне переживает за своего мужа, отца своих детей, но и за сына её сердце болит не меньше.

В образе главного придворного интригана, военного губернатора Санкт-Петербурга графа Палена, в разных предстают заслуженные артисты России Игорь Карташёв и Олег Макаров. Пален - «серый кардинал», который является главным лицом в заговоре: он ловко манипулирует жизнями и судьбами людей, словно шахматными фигурами, но себе он приготовил пути выхода из ситуации при любом развитии событий - Пален хитёр, коварен и неуязвим.

Сцена сбора бунтовщиков поставлена в гротесково-гиперболизированном формате. Похожие на оловянных солдатиков или, опять же, на шахматные фигуры, солдаты планируют вершить судьбу России. И хотя уверенности в успех задуманного у них нет, как нет и безапелляционных аргументов оправданности своих действий, никакие сомнения не мешают им ровным строем ворваться в спальню к Императору…

Кульминационная сцена трагического финала жизни Павла I решена очень метафорично: в ней нет физического насилия, но есть огромная человеческая трагедия. О том, что произошло в кровавую ночь, зрители узнают ретроспективно из уст карателей. Белоснежный шарф Павла, словно душа, стремительно взлетает ввысь, а герой, пристально посмотрев на публику пронзительным взглядом, навсегда растворяется в вечности.

Кем был Павел I: тираном или реформатором, безумцем или мыслителем? Уже не так важно. Главное, что он был Человеком!

Наталья Ковалёва:

«История Павла I – очень русская история, бурная, противоречивая. Личность его – человека неординарного, любознательного, образованного, остроумного, способного к поэтической импровизации и при этом болезненно самолюбивого, нервного – не может оставить равнодушным… Кто-то говорит о нём «идиот», а кто-то называет «гением». Но истина всегда посередине: «Я – человек», – говорит Павел. Человек, чьё самое горячее желание – сделать всех счастливыми. И в этом его трагическое несовпадение с окружающими: каждый из его окружения хочет счастья только для себя.

Время примиряет с прошлым, а история в своём движении нередко совершает «реабилитацию» героев ушедших эпох. Услышать время, заглянуть в свою историю, присмотреться к личности Павла I и увидеть в нём глубокое человеческое страдание, нужно для того, чтобы задуматься о нас, сегодняшних».

На апрельские и майские показы спектакля «Павел I» билетов уже нет. Следите за афишами в следующие месяцы. Поздравляем всех причастных к потрясающему спектаклю с премьерой!

Да, никто из нас не в силах переписать историю и изменить то, что было до нас, но в наших силах жить так, чтобы нашим потомкам не было за нас стыдно и чтобы они в череде веков не растеряли такие качества, как милосердие и сострадание.

 

В агонии Самодержавия выход из лабиринтов Деспотизма искали:

Корреспондент Бурулева Юлия

Фотограф Парамонова Вера

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь