«Я не любила ни разу в жизни…», - «Три сестры» Юрия Бутусова в Театре им. Ленсовета

Новости

«Я не любила ни разу в жизни…», - «Три сестры» Юрия Бутусова в Театре им. Ленсовета

«Я не любила ни разу в жизни…», - «Три сестры» Юрия Бутусова в Театре им. Ленсовета

В феврале 2014 года на сцене Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета состоялась премьера спектакля «Три сестры», за который в 2015 году режиссёр Юрий Бутусов был удостоен Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа режиссера в драме».

Вот уже более четырёх лет эта постановка становится объектом пристального внимания зрителей и скрупулёзного разбора критиков. Одни считают трёхактный спектакль Бутусова, который идёт 4,5 часа, гениальным, и возвращаются на него снова и снова. Другие  не понимают ассоциативного мышления режиссёра и не хотят разбираться в тонко завуалированных в спектакле метафорах и аллегориях. В общем, впечатления зрителей очень полярны и диаметрально противоположны, что вполне закономерно – сколько людей, столько и мнений - есть положительные и отрицательные, но точно нет тех, кого «Три сестры» Бутусова оставляют равнодушными.

А это самое главное, ведь искусство должно сохранять отпечаток в сердцах и лабиринтах памяти, а не проходить бесследно, не затронув никаких струнок души.

Как мы уже сказали, о спектакле написано очень много, поэтому не будем в деталях пересказывать подробности постановки и тем более излагать сюжет Чехова, всем знакомый со школьной скамьи.

Поделимся некоторыми нашими наблюдениям и трактовками, которые, конечно, у каждого зрителя индивидуальны.

«Три сестры» Бутусова – отнюдь не классическая постановка, это авторская интерпретация классики сквозь призму нестандартного режиссёрского взгляда, философского, размышляющего о глубинной, неизменной тысячелетиями, природе человеческой личности.

Гениальный текст Антона Павловича Чехова звучит из уст героев органично, без лишнего пафоса или надрыва. И хотя спектакль очень театрализован, насыщен гиперболами и гротеском, в нем гармонично сочетается актуальность Чеховских смыслов и безграничная фантазия Бутусова и его команды.

В начале первого действия барон Тузенбах размышляет о том, что жизнь с течением столетий не меняется. Всё последующее развитие событий только подтверждает эту аксиому: трансформируются модные тенденции и внедряются технологии, открываются планеты и атмосферы, но самой большой загадкой был и остаётся человек, с его сомнениями, противоречиями, страстями, иллюзиями, бесконечным поиском смыслов, компромиссов и борьбой с самим собой.

Три сестры – Ольга, Маша и Ирина предстают перед зрителями в довольно воинственном виде, в нарядах разной степени откровенности, с флагами и пистолетами.

Ради своих надежды и планов они готовы на многое, только вот желания и иллюзии разбиваются об айсберги реальности, а мечты о Москве, как месте лучшей жизни и «острове гармонии», превращаются в несбыточную утопию, символизирующую извечный человеческий поиск – «везде хорошо, где нас нет».

Влюблённый Тузенбах (Григорий Чабан) и безрассудный Солёный (Илья Дель), педантичная Ольга (Народная артистка России Анна Алексахина), разочарованная Маша (Ольга Муравицкая), мечтательная Ирина (Лаура Пицхелаури) , бесхарактерный «мягкотелый» Андрей (Виталий Куликов), холодная, расчётливая Наталья (Заслуженная артистка России Анна Ковальчук), бравый Вершинин (Олег Андреев)… На сцене взаимодействует актёрский ансамбль, каждый герой не только внешне, но и внутренне несёт в себе целостность, внося неповторимый колорит во всё действие.

В спектакле много рефренов – периодически повторяются целые диалоги и сцены, абстрагированные по-новому, делающие акцент на тех или иных фразах и заставляющие публику слушать и слышать, размышлять и вдумываться в глубинные смыслы.

Перед зрителями во всём своём многообразии предстаёт такой актуальный во все времена конфликт личности и среды, диссонанс внутреннего мира героев, потерявших ориентиры в пространстве, разочаровавшихся в окружающем мире, в людях, в себе.

Сценография художника Александра Шишкина и музыка Фаустаса Латенаса лишь усиливают эмоциональное ощущение безысходности и отсутствия счастья. В декорациях фигурирует портрет маленькой девочки, символизирующий, что в каждой взрослой, умудрённой опытом женщине живёт мечтательный ребёнок. Шар для фитнеса, задействованный в некоторых сценах, коррелируется с планетой Земля.

Нестандартный грим персонажей, музыкальные композиции Баха, Шульженко, Deep Purple и других авторов до немыслимых пределов поднимают и без того высокий эмоциональный градус спектакля для одних зрителей, или, напротив, воспринимаются театром абсурда другими.

«Три сестры» Юрия Бутусова, словно изысканное шампанское: дабы в полной мере прочувствовать всю гамму чувств и оттенков, его надо вкушать постепенно, без торопливости и суеты. Кстати, шампанскому в спектакле посвящена целая сцена.

Спектакль непрост для восприятия, особенно современным людям, привыкшим к быстрой ленте новостей, бесконечным трафикам и хеш-тегам. Но те, кто сможет по достоинству оценить постановку, откроет многое не только в героях Чехова, но и в самом себе.

Мрачный мир, безнадежность и беспросветность персонажей - производная от отсутствия любви и взаимных чувств.

На афише надпись: «Я не любила ни разу в жизни», - это часть монолога Ирины, ещё одна фраза в котором гласит: «Моя душа как дорогой рояль, который заперт, а ключ потерян».

Возможно ли найти этот ключ? Или человек не способен на любовь, а лишь мечтает о ней?

Хэппи-энда в спектакле «Три сестры» ждать не стоит. Кирпичная стена, в которой пробивает брешь в начале действия эпатажный Солёный, в финале выстраивается героями-мужчинами перед одинокими сёстрами, облачёнными в подвенечные платья. Эта стена навсегда замуровывает грёзы о счастье Ольги, Марии и Ирины. Они, как и большинство людей, склонны обвинять в своих проблемах и бедах общество, природу, погоду, обстоятельства, жаловаться на жизнь и скуку, но всё это, увы, почти неискоренимо в природе человеческой личности.

Но всё же… выбор за нами. В душах оптимистов теплится надежда, что пути эвакуации из этого карцера пустоты и безнадёжности есть. И, может быть, посмотреть на эту кирпичную стену под другим углом? А вдруг она говорит нам о том, что каждый человек сам строит свою жизнь, по кирпичикам, постепенно прокладывая свою дорогу.  И вместо того, чтобы повторять в «Москву! В Москву», рассуждая о нереализованных иллюзиях, просто взять и попробовать изменить свою жизнь, сделать шаг в неизвестность?  Да, не факт что получится, но пробовать надо! Ведь жизнь у нас одна и даже самой тёмной, беспросветной ночью лучи фонаря или луны смогут осветить путь блуждающим в тумане людям-кораблям.  А блуждают люди везде –и в мегаполисах, и в провинциях, на островах и материках, верят и надеются, взлетают и падают, ищут самого себя и, увы, не всегда находят…

Следующие показы «Трёх сестёр» на сцене Театра им. Ленсовета: 30 июня, 29 сентября, 13 и 27 октября.

 

Корреспондент: Юлия Бурулёва

Фото предоставлены пресс-службой театра, фотограф -  Юлия Кудряшова

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь