"Главный признак Таланта, когда человек знает, чего хочет!" - эта фраза из спектакля "Солнце Ландау", посвящённого гениальному физику Льву Ландау, тонко и точно подходит не только выдающемуся учёному, но и невероятно талантливому режиссёру Анатолию Шульеву!
14 апреля на Основной сцене Театра Вахтангова в рамках фестиваля «Черешневый лес» с огромным успехом прошла премьера спектакля «Солнце Ландау» - уже с первых показов можно сказать, что постановка вошла в историю, раздвинула горизонты и продемонстрировала, что грань между наукой и искусством настолько же призрачна, насколько бесконечна и безгранична Вселенная, как в планетарных масштабах, так и в рамках каждого конкретного человека.
.jpg)

Спектакль стал завершающей частью трилогии постановок главного режиссёра Вахтанговского театра Анатолия Шульева, посвящённых Гениям! Два года назад репертуар одного из самых успешных театров страны украсил «Амадей» - посвящение Моцарту (репортаж по ссылке: «Гений и Посредственности!» - виртуозный «Амадей» на основной сцене Театра Вахтангова- https://worldpodium.ru/news/geniy-i-posredstvennosti-virtuoznyy-amadey-na-osnovnoy-scene-teatra-vahtangova), а год назад – потрясающие «Повести Пушкина» (рецензия по ссылке: Торжество жизни и триумф любви: премьера спектакля Анатолия Шульева «Повести Пушкина» на Основной сцене Театра имени Евгения Вахтангова - https://worldpodium.ru/news/torzhestvo-zhizni-i-triumf-lyubvi-premera-spektaklya-anatoliya-shuleva-povesti-pushkina-na).
«Самая большая тайна – это наше сознание. Откуда оно берётся, если мир – это всего лишь вибрации квантовых полей? Может быть, оно и есть начало всего? И наша жизнь есть воображение Бога? Нет ничего увлекательнее, чем заглянуть в голову другого человека. Тем более такого интересного, как Лев Ландау. Увидеть, как в нём соединяются, казалось бы, несоединимые вещи.
В спектакле нас больше интересуют вопросы, чем ответы. Самый известный эксперимент квантовой физики говорит о том, что частица света находится в нескольких местах одновременно. Можно измерить её скорость или обнаружить положение, но нельзя сделать обе вещи одновременно. В каком-то смысле этот парадокс мы и попытаемся воплотить на сцене. Это будет своеобразная Одиссея в поисках красоты, гармонии, счастья, через темноту к свету познания».

Символично, что дата премьеры, назначенная с учётом графика театра и графиков артистов, парадоксальным образом абсолютно случайно совпала со 100-летием квантовой механики – что это, если не благословение Вселенной?
И это лишь один из знаков «пазла», который искусно и изящно складывается в виртуозную картину воображения, словно «вспышки памяти» в голове гениального физика, восстанавливающего своё сознание по кусочкам после страшной автомобильной катастрофы, в которой он чудом выжил.
В январе 1962 года выдающийся советский физик, действительный член Академии наук СССР Лев Ландау – или «Дау», как называли его друзья и близкие – попадает в автокатастрофу и погружается в состояние комы. Почти два месяца он заперт между жизнью и смертью. Весь мир объединяется ради спасения советского Гения. Сам же Ландау каждый день борется за жизнь, собирая своё сознание буквально по крупицам.
Создатели спектакля благодарят Татьяну Осину и Марину Ошарину за идею постановки и неоценимую помощь в работе над текстом.
.jpg)
.jpg)
Чутко и бережно публику знакомят с неординарной личностью и его окружением.
В центре действия постановки Анатолия Шульева – уникальный Человек, лабиринты судьбы которого затейливо петляют по разным этапам насыщенной жизни гениального учёного, неразрывно связанной с историей мира и страны, с её фатальными потрясениями. Льва Ландау во всей гамме чувств и противоречий воплощает Павел Попов.
Детство одарённого мальчика нельзя назвать безоблачным – властный деспотичный отец (Александр Рыщенков) не церемонился с сыном, пытался подогнать его под общепринятые рамки, шаблоны и стереотипы, а однажды и вовсе назвал «ничтожеством», чем до глубины души настолько оскорбил и унизил подростка, что тот едва не свёл счёты с жизнью. Вполне вероятно, что мир так и не узнал бы великого гения, если бы не чуткая, внимательная, мягкая и строгая одновременно мама (блистательная роль Юлии Рутберг). Именно мама смогла убедить зацикленного на цифрах и формулах Лёву, что образное мышление развивает воображение, что поэзия, литература и эрудиция в разных областях также необходимы учёному, как таблица умножения.
В спектакль включены тонкие параллели с творчеством Михаила Лермонтова, звучат аллегоричные строки Александра Пушкина, особенно любимого главным героем Николая Гумилёва.
.jpg)
.jpg)
.jpg)
Нравственный фундамент юного Льва во многом определил роман Стендаля «Красное и чёрное», главный герой которого говорил: «Дайте мне жить моей идеальной жизнью». Именно этого кредо Ландау придерживался всю жизнь. В его «теорию счастья» входила любимая работа, большая любовь, искреннее общение с людьми, его не сломали и не сломили ни дело физиков и арест, ни непонимание некоторых людей, с которыми он не боялся вступать в конфликт.
Эксцентричный, эпатажный, упрямый и задиристый, сотканный из контрастов и парадоксов, верящий в свои убеждения и готовый их отстаивать… Таким был выдающийся физик. Неудобный для многих, бескомпромиссный.
В спектакле есть сцена, в которой на международной конференции юный Ландау не побоялся возразить самому Эйнштейну, а на двери своего кабинета молодой амбициозный учёный написал ироничную фразу: «Дау кусается».
Любовь приходит в жизнь одержимого наукой гения, подобно «солнечному удару» Бунина, словно озарение. Когда-то юный Дау дал себе обещание не жениться, но ради прекрасной Коры (невероятной красоты Яна Соболевская), он нарушит данное себе слово. Герой, которые делил женщин на высший «сорт» и другие классы, будет обезоружен перед мощнейшим «цунами» чувств. Летящее алое платье Коры, развевающееся на ветру (художник по костюмам Мария Данилова), возвысит влюблённых до небес, символом их любви станут алые розы, а у роз, как известно, есть шипы. Жизнь с гением – не только подарок судьбы, но и тяжелейшее испытание, с которым героиня Яны Соболевской справляется с невероятным достоинством и силой духа.
Ландау сравнивал себя с хорошим вином, которое с годами только лучше и крепче. «Формула счастья» Дау не предусмотрела лишь одного: того, что люди могут умирать. Потеря самого близкого человека, мамы, сильно подкосила эмоциональное состояние гения, но сильный стойкий мужчина смог справиться и с этим…

.jpg)


Хотя спектакль «Солнце Ландау» во всём спектре эмоций рассказывает о личности гениального учёного, конечно, наука является важной частью действия. Взаимоотношения героя с коллегами ещё глубже раскрывают многогранность личности физика.
Его друг и соавтор Евгений Лифшиц (Денис Самойлов) – верный Санчо Панса, надёжный соратник, который терпеливо сносит неуживчивый характер гениального Дон Кихота.
Увлекательно в действие интегрированы знаковые и значимые встречи и общение с физиками, которые стали важной частью в судьбе Дау - Петр Капица (Игорь Карташёв) и Нильс Бор (Олег Макаров). Когда в 1938 году Ландау арестовали, Бор отправил письмо в его защиту. Благодаря вмешательству и поддержке физика Петра Леонидовича Капицы, Льва Давидовича выпустили из-под ареста.
Ландау вопреки своей воле был вынужден производить расчеты по атомной и водородной бомбам – его убедил принять участие в этом проекте не страх перед репрессиями, а то, что это вынужденная мера по уравновешиванию сил в мире.
Нильс Бор –участник Манхэттенского проекта по разработке атомной бомбы, пронзительна и проникновенна сцена, в которой учёного гложет страшное чувство вины после катастрофы в Хиросиме.
Дау мудро говорит своему учителю и другу, что «наука безнравственна: она служат созданию и разрушению, надо верить в разум». Как же актуально звучат эти слова в 21 веке, когда оружие, созданное людьми, становится всё более поражающим и беспощадным!
.jpg)


Во всех спектаклях Анатолия Шульева искренне восхищает скрупулёзность подхода к постановке, колоссальный объём проштудированной и синхронизированной информации, бережное и трепетное отношение к каждому герою, гармоничный синтез биографических фактов и художественного вымысла и многие другие детали, ведь в искусстве, как известно, не бывает мелочей.
А ещё режиссёр удивительным образом точно всегда подбирает актёров, которые играют в его спектаклях – нужно быть очень тонким психологом, чтобы настолько чувствовать темперамент, индивидуальность, эмоциональную палитру каждого актёра и выстраивать рисунок роли таким образом, чтобы это было на 100% органично. Чувствуется, что каждый актёр является полноправным соавтором своей роли, а не просто выполняет задачу режиссёра (такого в Вахтанговском театре не бывает никогда!)
Павел Попов, несколько лет назад покоривший всех театралов проникновенным образом Пьера Безухова в «Войне и мире» Римаса Туминаса, в роли Льва Ландау потрясает с первого мгновения и до финальных поклонов. Гениальность и неординарность очень сложно воплощать – легко уйти в карикатурность, наигранность, Павлу под руководством режиссёра буквально ювелирно удаётся справиться с этой непростой задачей. Примечательно, что Ландау на сцене всегда ходит по прямым линиям и ему присущ характерный жест рукой – даже пластика говорит о бескомпромиссности героя.


.jpg)
Сценография художника-постановщика Максима Обрезкова как всегда виртуозно обрамляет содержание спектакля и усиливает магнетизм эмоциональных и смысловых акцентов.
Классическая больница или кафедра НИИ со стеклянными панелями, через которые настойчиво пробивается солнечный свет. В разные моменты действие переносится на конференции, в аудитории, в комнату из детства и квартиру, коридоры Лубянки, где физику довелось сидеть в страшном ожидании приговора… При этом пространство весьма условно: ту или иную парадигму и плоскость каждый зритель интерпретирует сквозь призму своего восприятия.

Музыкальную партитуру спектакля создавала Полина Шульева, и это получилось виртуозно. Музыка в геометрической прогрессии усиливает кульминационные моменты.
Музыкальным лейтмотивом постановки стал шлягер Эдуарда Хиля «Что такое счастье?» Жизнеутверждающая оптимистичная песня на стихи Алексея Ольгина и музыку Владимира Дмитриева начинает спектакль и звучит на финальных поклонах, словно бы «закольцевав» философскую идею бесконечности и безграничности Вселенной и каждого конкретного человека.
Возможно, создатели этого во всех смыслах грандиозного спектакля во главе с Анатолием Шульевым сами ещё до конца не осознают, насколько эпохальный шедевр родился на сцене Театра Вахтангова.
И зрителям, которым уже посчастливилось увидеть «Солнце Ландау», ещё предстоит постигать и расшифровывать бесконечное множество смыслов и чувств, искусно завуалированных в многогранном многослойном спектакле.
.jpg)
.jpg)
Альберт Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания: логика приведёт Вас из пункта А в пункт В, а воображение в любые миры». Вместе с героями спектакля, филигранно поставленного Анатолием Шульевым и восхитительно воплощённого блестящими артистами, публика отправится в путешествие по безграничным мирам воображения, а, если оно позволит, прогуляется по таинственным лабиринтам своего собственного подсознания.
Как гласит Японская мудрость: "Солнце не знает правых. Солнце не знает неправых. Нашедший себя подобен солнцу!" Символично, что спектакль называется именно «Солнце Ландау» - Льва Ландау можно назвать «звездой по имени Солнце», которая, словно Маяк, ярко светит и согревает теплом, озаряет жизненные дороги других людей, указывает верные маршруты в лабиринтах судьбы и помогает приблизиться к самому себе, открыв в своём сознании и подсознании то, что раньше казалось непостижимым.
На майские показы билетов предсказуемо нет, 7, 10 июня и 1 июля ещё есть шанс увидеть спектакль.
Браво, Дау!
Безграничность Вселенной постигали:
Корреспондент Бурулева Юлия
Фотограф Костина Екатерина
.jpg)
.jpg)
.jpg)
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.