«Гений и Посредственности!» - виртуозный «Амадей» на основной сцене Театра Вахтангова

Новости

«Гений и Посредственности!» - виртуозный «Амадей» на основной сцене Театра Вахтангова

«Гений и Посредственности!» - виртуозный «Амадей» на основной сцене Театра Вахтангова

Почему одни люди способны обыденность превратить в легенды, а другие легенды трансформируют в обыденность? Почему одним подвластно жить, фонтанируя идеями, эмоциями, чувствами, а другие терзают себя анализом чужих успехов, следят за жизнями конкурентов, строят козни и плетут интриги, но даже с их помощью не могут обрести счастье и гармонию? Можно ли заключить сделку с Богом и ждать в ответ Его покровительство?

Об этом и многом другом восхитительно рассказывает и мудро размышляет многогранный спектакль «Амадей», премьера которого с аншлагом прошла 7 марта в Театре Вахтангова.

«Амадей» - первая премьера этого сезона на Основной сцене легендарного театра. Поставил новый спектакль молодой талантливый режиссёр Анатолий Шульев, приумножающий и прославляющий великие театральные традиции психологического театра.

Ранее мы рассказывали об искромётной «Дурочке» в постановке Анатолия Шульева на Новой сцене Театра Вахтангова (репортаж по ссылке: https://worldpodium.ru/news/prekrasnaya-i-prelestnaya-durochka-na-novoy-scene-teatra-vahtangova-chuvstva-kazhutsya-blednee ), также в нашем издании можно познакомиться с репортажами о спектаклях Анатолия на сцене Театра Маяковского: «На всякого мудреца довольно простоты» (https://worldpodium.ru/news/premera-spektaklya-na-vsyakogo-mudreca-dovolno-prostoty-v-teatre-mayakovskogo-ostrovskogo-mnogo ), «Старший сын» (https://worldpodium.ru/news/vse-lyudi-bratya-pronzitelnyy-i-trepetnyy-starshiy-syn-v-teatre-mayakovskogo), «Как важно быть серьёзным»https://worldpodium.ru/news/kak-vazhno-byt-seryoznym-v-teatre-mayakovskogo-v-poslednee-vremya-ya-zametila-za-vami-pagubnuyu).

История о гениальном Вольфганге Амадее Моцарте и завистливом Антонио Сальери изобилует огромным количеством легенд и трактовок.

Знаменитая пьеса Александра Пушкина «Моцарт и Сальери», а также одноимённая  одноактная опера Николая Римского-Корсакова вдохновили драматурга Питера Шеффера в середине 70-ых годов прошлого века рассказать историю о жизни и смерти гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта от лица его современника и коллеги, знаменитого Антонио Сальери.

В МХТ имени Чехова более 30 лет шёл «Амадей» в постановке Марка Розовского, где в роли Сальери блистал Олег Табаков, а образ Моцарта в разные годы воплощали и Михаил Ефремов, и Сергей Безруков.

Три года назад Марк Розовский вернул «Амадея» на сцену, представив обновлённую версия спектакля в театре «У Никитских ворот» и посвятив её памяти Олега Табакова.

В Театре Вахтангова вечная история рандеву гениальности и зависти, морально-нравственной дуэли личностей и мировоззрений Моцарта и Сальери воплощена в сценической версии Сергея Плотова.

«Амадей» поставлен и воплощён в лучших традициях Вахтанговского театра - с задором и философской глубиной, с размахом и куражом, с восхитительными актёрскими работами и оригинальной сценографией.

 Анатолий Шульев, режиссёр: «Это история о природе таланта, о вечной неудовлетворенности человека собственной жизнью, и о его беззащитности перед Вечностью. Антонио Сальери когда-то был самым популярным и востребованным композитором Вены, но теперь, в старости, он всеми забыт. Больше всего на свете Антонио боится забвения. Он готов на всё, лишь бы остаться в памяти потомков. И он не понимает, где в прошлом что-то пошло не так. Для этого старик Сальери погружается во сны наяву — в воспоминания о прошедшей жизни, где он ещё молод, успешен, и где ещё жив тот, кого мир помнит и любит до сих пор — гениальный и неразгаданный Вольфганг Амадей Моцарт».

В трактовке Анатолия Шульева «Амадей» рассказывает не о зависти, а о неразделенной любви.
Антонио Сальери обещает Богу целомудрие и праведную жизнь в обмен на возможность стать знаменитым композитором. Он убежден, что Бог согласился на эту сделку. Но когда дар гениальности получает от Бога не он, а Моцарт, бестактный и взбалмошный подросток, Сальери понимает, что обманут. Имя Amadeus означает любовь Бога, и эта любовь обращена на Моцарта, а не на Сальери.

Для Сальери мучительно осознавать, что Бог выбрал своим инструментом другого человека. Он объявляет сделку с Богом недействительной и начинает ему мстить, уничтожая Моцарта. Тот факт, что Сальери единственный, кто при дворе императора способен в полной мере оценить талант Моцарта, развязывает ему руки.
Обычно, говоря о расплате за вечность, мы вспоминаем историю Фауста. Сальери в отличие от Фауста хотел заключить сделку с Богом, а не с дьяволом. Но Бог не заключает сделок. Высшим наказанием для Сальери, все долгие годы его жизни, стало мучительное понимание бессмертия музыки Моцарта и осознание бессмысленности своих действий.

История рассказывается от имени престарелого Сальери, который в воспоминаниях телепортируется в разные отрезки «Летописи времён» и пронзительно исповедуется перед публикой.

Будучи в почтенном возрасте и находясь в шаге от Вечности, Сальери по-прежнему пытается понять, почему его сделка с Господом не состоялась?

Сценография Максима Обрезкова погружает в серый кабинет Сальери. Концептуально именно разные оттенки серого являются фундаментом цветовой палитры спектакля. Величественные стеллажи книг, рукописи с налётом времени, портреты…

Моцарт в воплощении Виктора Добронравова - не легкомысленный незрелый мальчишка (каким его порой изображают), а человек, с мощным внутренним стержнем, который сумел в душе остаться непосредственным, открытым миру ребёнком. На глазах зрителей он взрослеет, мудреет, но в каждом мгновении действия остаётся верен себе. Моцарт живёт виртуозно и играючи, как и его музыка: он любит, мечтает, фантазирует. Он пишет музыку без черновиков, перенося совершенные мелодии своей души на страницы партитуры: Вольфганг Амадей и живёт, не оставляя черновиков.

 «Нот ровно столько, сколько должно быть!» - с железной стойкостью Моцарт возражает даже самому Императору: когда речь идёт о Музыке, невозможны компромиссы.

При внешней лёгкости (не путать с легкомыслием), Трацом (так он шутливо себя называет в диалоге с возлюбленной) внутренне закрыт: в его голове рождается и звучит великая музыка, он находит вдохновение во всём живом и не боится критиковать то, что принято считать великим. Герой хлёстко высмеивает пафос и помпезность, иронизирует над посредственностью, но в нём совсем нет злобы и негатива. 

Такие люди никогда не идут за толпой, никому не завидуют и не подражают - всегда и во всём они следуют за своим сердцем. Нашёл отражение в спектакле и конфликт Моцарта с отцом, и любовь  композитора к бильярду, что тоже является биографическим фактом...

Искренность Моцарта оттеняет лицемерие Сальери.

Сальери в потрясающем воплощении Алексея Гуськова - полный антипод Моцарта. Типичный представитель всех обывателей, которых мучительно терзает вопрос: «Почему?»  Почему какой-то провинциальный мальчишка наделён невероятным божественным даром создавать совершенство, а не он, Антонио Сальери, человек, который ещё в детстве дал обет Богу вести добродетельную жизнь в обмен на способность создавать музыку?

Алексей Гуськов в этом образе передаёт весь спектр эмоций. Зависть, лукавство, коварство, подлость, хитрость, обида и несправедливость, нереализованность желаний и амбиций, разочарование. Прикидываясь лучшим другом Моцарта, Сальери ловко плетёт интриги и, словно в шахматах, предугадывает шаги Амадея на много ходов вперёд. Пока Моцарт живёт, творит и трудится, Сальери думает над тем, как создать своему неприятелю побольше проблем - сначала его совет жениться без благословения ссорит Вольфганга с отцом, потом из-за Сальери гений не получает такое нужное для финансового положения его семьи место при дворе, далее с помощью ловкой интриги «старший друг» создаёт конфликт между Моцартом и масонами… Сальери существенно осложняет жизнь Моцарта, но против его гениальности он бессилен: музыка «провинциального выскочки» продолжает звучать сквозь время и пространство!

Супруга Моцарта Констанция в замечательном воплощении Екатерины Крамзиной также разрушает многие сложившиеся шаблоны и стереотипы. Это не ветреная барышня, а любящая жена, готовая очень на многое ради своего любимого.

Яркие и колоритные образы создают и другие актёры.

Император Иосиф II (Фёдор Воронцов) больше всего любит праздники и фейерверки! Он искренне симпатизирует Моцарту, но очень зависим от мнения своей свиты. Несколько примитивные интеллектуальные данные и природное упрямство молодого Императора не способствует житейской мудрости и проницательности.

Королевский гофмейстер Фон Штрек (Валерий Ушаков) - фанатичный националист, одержимый родным языком и исконными традициями предков.

Префект Императорской библиотеки, масон Барон Ван Свитен (Евгений Косырев) - очень влиятельный человек в своих кругах, для которого превыше всего ритуалы масонского братства.

Директор Императорского оперного театра Франц Розенберг (Александр Рыщенков) - как и многие его коллеги озабочен лишь тем, чтобы всё было как прежде и чтобы никто и ничто не посягали на его размеренную спокойную жизнь. Для таких людей, как правило, очень выгодны и удобны обыватели - они не терпят новаторства, экспериментов и импровизаций, всего того, что присуще Моцарту и всем «романтикам дальних и трудных дорог!

Эффектная и жеманная ученица Сальери Катарина Кавальери (Каролина Койцан) не устоит перед обаянием и очарованием Моцарта и невольно станет для Сальери орудием мести не своему музыкальному оппоненту, а самому Господу Богу.

Рефреном противостояние двух композиторов на протяжении всего действия сопровождают неотъемлемые символы Музыки, Бемоль (Григорий Здоров) и Диез (Мамука Патарава). Эти персонажи превращают дуэт Моцарта и Сальери в квартет: без них Музыка невозможна. В некоторых сценах кажется, что они хотят предупредить и уберечь Моцарта от затейливой паутины капканов, ловко расставленных конкурентом, но Гений выше интриг - он Творит и Трудится.

«Амадей» - очень пластичный спектакль, в котором танцы изящно и искусно интегрированы во всё действие.

Хореограф спектакля - Игорь Пиворович придумал каждому персонажу свою уникальную пластику. Вкрадчивый, таинственный Сальери, взбалмошный Император, резкий Фон Штрек, плавный Барон Ван Свитен, изящная Констанция, соблазнительная Катарина.

Пластика Моцарта особенно выразительна - Виктор Добронравов в этой роли невероятно лёгок и подвижен, в некоторых сценах он вдохновенно демонстрирует балетные пируэты и грациозные па. В сцене прогона оперы «Свадьба Фигаро», словно волшебный маг и чародей, Моцарт настолько ловко управляет дирижёрской палочкой, что весь высший свет во главе с Императором пускается в хаотичный ритмичный пляс.

«Всё проходяще, а Музыка вечна!»

В спектакле звучит 16 произведений Моцарта и одно  - Сальери.

Композитор спектакля Полина Шульева создала оригинальные музыкальные вариации, которые обрамляют гениальные творения великих композиторов.

Мы неслучайно говорим во множественном числе: вопреки расхожему мифу о бездарном завистнике Сальери, создатели спектакля подчёркивают, что Антонио Сальери тоже был выдающимся композитором, которого высоко ценили современники и потомки. Среди его учеников - Людвиг Ван Бетховен, Франц Шубери и Ференц Лист. На протяжении 36 лет Сальери занимал пост придворного капельмейстера- один из самых важных музыкальных постов в Европе. И по возрасту он был всего на шесть лет старше Моцарта. Сальери, в отличие от Моцарта, была  уготована долгая земная жизнь: Антонио пережил Вольфганга на 34 года, поэтому его часто воплощают стариком. Антонио, как никто, понимал совершенство и бессмертие музыки Моцарта.

Находясь на пороге вечности и осознав, что признание и забвение - две стороны одной медали, Сальери признаётся: он сам придумал легенду об отравлении, чтобы его имя не растворилось в зыбком тумане противоречивой истории, а всегда вспоминалось вместе с гениальным Моцартом. Теперь в памяти потомков их имена неразделимы.

Посредственности и обыватели не прощают истинного таланта.

История человеческой цивилизации показывает, что очень часто гении на Земле живут не долго, но навсегда остаются в Вечности. Вольфганг Амадей Моцарту было отведено всего 35 лет земного пути, его судьбу нельзя назвать безоблачной, но его совершенная музыка звучит в веках, преодолевая пространства.

В финале спектакля Моцарта уже нет в живых - его монумент в ярко-красном сюртуке (костюмы для спектакля создала Мария Данилова) величественно возвышается над серым монохромным пространством сцены.

И пока Моцарт парит на пьедестале Истории, Сальери в хаотичном броуновском движении мечется по сцене, так и не обретя заветный покой....

Алексей Гуськов с невероятным нервом и щемящей болью произносит финальный монолог Сальери: «Не лишайте себя радости! Делайте, что хотите! Не пропускайте радости жизни! Не забывайте жить ЖИЗНЬ в нашей вечной погоне за недостижимым! Посредственности всего мира, я Антонио Сальери, ваш святой и покровитель, благословляю Вас!» 

Сказать, что это пронзительно, не сказать ничего!

«Амадей» Вахтанговского Театра дарит потрясающий калейдоскоп эмоций и безграничную гамму чувств.

Анатолий Шульев в творческом тандеме с потрясающей командой постановщиков и блистательных артистов поставил мудрый метафоричный спектакль, который о многом заставляет задуматься.

Гротесковый Моцарт и гиперболизированный Сальери живёт в каждом из нас: нет, мы не пишем такую Музыку, но мы делаем выбор, как жить - увлечённо, задорно, ярко, наслаждаясь дивной прелестью каждого мгновения, или бледно, уныло и тоскливо, терзаясь невозможностью достичь желаемого?

Пожалуй, главная мысль «Амадея» в том, что нужно жить СВОЕЙ жизнью, а не пытаться анализировать чужую. Не при каких обстоятельствах не следует отказываться от Жизни - необходимо радоваться своим победам и достижениям, уметь восхищаться успехами других, делать выводы из своих ошибок и стремиться черпать вдохновение во всём окружающем.

ЖИВИТЕ ЖИЗНЬ! В этом, пожалуй, и есть совершенство!

Ближайшие даты «Амадея» - 17, 24 марта, 7, 8 и 22 апреля.

 

За вечным рандеву Гениальности и Банальности наблюдали:

Корреспондент Бурулева Юлия

Фотограф Парамонова Вера

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь