Аллегоричная «Русалка» на Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова: надежда на призрачное счастье

Новости

Аллегоричная «Русалка» на Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова: надежда на призрачное счастье

Аллегоричная «Русалка» на Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова: надежда на призрачное счастье

16 и 17 апреля на Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова состоялась премьера спектакля Максима Меламедова «Русалка», постановка выросла из лаборатории "АРТХАБ", посвященной Александру Сергеевичу Пушкину. Талантливый молодой режиссёр, обладающий образным индивидуальным почерком, в марте представил  свою трактовку шедевра Мольера в спектакле «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (рецензия по ссылке - «Обнимая небо!» - рандеву света и тьмы в премьере спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре- https://worldpodium.ru/news/obnimaya-nebo-randevu-sveta-i-tmy-v-premere-spektaklya-don-zhuan-novyy-mif-v-moskovskom).

Очевидно, что выпускник режиссёрского курса Леонида Хейфеца в ГИТИСе не ищет лёгких путей: чтобы взять за основу спектакля неоконченное произведение гениального классика, нужно обладать определённой смелостью и даже авантюризмом.

Вдохновил на постановку «Русалки» Максима Меламедова берег Днепра: режиссёр - уроженец небольшой деревни на берегу Камы, выросший вдали от урбанизированного мегаполиса и с детства впитавший самобытную атмосферу глубинки, точно чувствует неразрывную связь человека с природой. В образном аллегоричном спектакле режиссёр в тандеме с командой и актёрами соединил фольклорную тематику с современным миром.

МЕТАФОРИЧНАЯ "РЫБАЛКА"

На берегу реки живут отец с дочкой. Отец трудится на мельнице, а дочь уже девятый день ждёт возлюбленного жениха, который куда-то пропал. Да не просто жениха, а самого настоящего князя. Мельник убежден, что избранника уже не воротить. Он винит дочь в том, что она упустила богатого князя, который мог бы поправить их бедственные положение. Наконец, князь возвращается в дом мельника, чтобы сообщить возлюбленной печальное известие: он женится на другой…

Мистический сюжет, в котором влюблённая девушка вместе с нерождённым ребёнком бросилась на дно морское, в премьерном спектакле интерпретируют через призму сочувствия и сострадания, эмпатии к ближнему и возможности пожалеть того, кого есть причины ненавидеть.

В трактовке Максима Меламедова «Русалка» из параллельного мира возвращается на Землю и наблюдает за тем, как её близкие живут без неё.

Перо можно назвать самостоятельными героем постановки: это не только образ Пушкина, но о символ нежности, хрупкости, эфемерности происходящего.

Максим Меламедов: «У нас XXI век, новые технологии, но в том регионе, где я родился и вырос, время остановилось. Оно где-то там еще пушкинское. У Пушкина пьеса не окончена, и мы фантазируем на тему, как бы могла завершиться эта история? Мы подумали: а что если главная героиня погибла, но её душа вернулась на землю, она наблюдает взаимоотношения своего возлюбленного уже с другой, новой семьей? Она смотрит на эту семью как в зеркало, как на отражение в воде, видит трагедию княгини и одновременно – ту трагедию, которую пережила сама».

В начале действия влюблённый молодой князь (Олег Гаас) и невероятной красоты простая девушка, выросшая в глубинке дочка мельника (Маргарита Якимова), – олицетворение неиссякаемой энергии юности и любви, взаимного притяжения двух душ друг к другу.

Маргарита Якимова в главной роли настоящая Русалка – красивая, яркая, трогательная и трепетная. Молодая актриса сказала, что «огромное удовольствие – говорить о любви словами Пушкина».

Олег Гаас в образе князя совсем не выглядит отъявленным мерзавцем и ловеласом: да, князь искренне любит Русалку, но общественные нормы не позволяют ему связать с ней жизнь, и он не собирается никак с этим бороться. В другом составе в роли князя Николай Бурячёк.

Олег Гаас: «Мне кажется, князь – это и есть Пушкин. Я думаю, он это писал про себя и неспроста эту пьесу не завершил, потому что русалка должна была его наказать. У него тоже были такие моменты, например, с Натальей Калашниковой, своей любовью, которую он прятал где-то в деревне, и узнав, что она беременна написал в письме: "Совесть совестью, но сейчас не до совести"».

А ещё в постановке много воды и удочек: каждый забрасывает «свою удочку» в воду в надежде на призрачное счастье. Обувь на берегу – отражение тех, кто навсегда сгинул в омуте судьбы, чьи надежды и иллюзии разбились об айсберги реальности, о скалы равнодушия и черствости окружающих, порой самых близких людей, которые не смогли или не захотели услышать и понять.

Мельник (Валерий Трошин) – образ отца, который очень любит свою дочь, она самое дорогое, что у неё есть, но в самый важный момент он не почувствовал, что его сокровище находится на краю пропасти.

Отношения отца и дочери контрастируют с отношениями матери и дочери. Княгиня (Полина Романова) и Мамка (Ульяна Глушкова и Алёна Хованская) недоумевают, что же терзает молодого князя? Вместо безмятежного счастья с любимым молодая жена страдает от неизвестности, не понимая, что «на чужом несчастье счастья не построить…»

Музыка в народной стилистике (композитор Андрей Александров) усиливает уникальный колорит и погружает в атмосферу разных миров и менталитетов: во всех эпохах и пространствах в человеке ведут непрерывную борьбу тёмные и светлые стороны. Световая партитура (Олег Курченков) и костюмы художника-модельера (Елена Афанасьева) отражают синергию света и тьмы, подчёркивают фатальность каждого поступка и принятого решения.

Часовое действие спектакля Максима Меламедова пролетает буквально на одном дыхании, а в финале все герои статично закидывают удочки в надежде «поймать на крючок» своё счастье.

Аллегоричная «Русалка» на Новой сцене МХТ Чехова не отвечает на вопрос, на берегах каких рек можно найти свою «золотую рыбку», но она говорит о том, что спасение не в ненависти и мести, а в прощении, милосердии и сострадании, в способности понять и принять ближнего. До конца сезон спектакль можно увидеть - 12, 26 мая, 6, 20 июня.

 

Метафоричный спектакль посетила корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии – Екатерина Цветкова/ пресс-служба МХТ им. А.П. Чехова

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь