В заключительные дни зимы, 28 и 29 февраля, на сцену МХТ имени А.П. Чехова стремительно влетела «Чайка». Одно из самых знаменитых произведений А.П. Чехова является своего рода символом Театра, ведь именно постановка «Чайки» К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко открыла мировой общественности МХТ, а с 1898 года изображение чайки стало эмблемой легендарной сцены.
Также символично, что «Чайка» вернулась на сцену МХТ именно в этом году, когда мы отметили 160-летие со Дня рождения Антона Павловича Чехова.
«Чайка» двадцать первого века в постановке литовского режиссера Оскараса Коршуноваса невероятно созвучна нашему времени – динамичному, резкому, бескомпромиссному, полному цинизма, жёсткости и эгоизма и при этом мечтающему о любви, признании и понимании.
Коршуновас убеждён, что классику надо ставить без патриархального флёра и трогательной ностальгии – по мнению режиссёра, её надо адаптировать в нашу эпоху, полную противоречий, сомнений и соблазнов, но по-своему прекрасную, удивительную и, конечно же, неповторимую.
В спектакле участвуют очень популярные актёры, каждый из которых известен и любим как по театральным образам, так и по многочисленным ролям в кино и телесериалах: Дарья Мороз (Аркадина), Игорь Верник (Тригорин), Кузьма Котрелёв (Треплев), Паулина Андреева (Нина Заречная), Станислав Любшин (Сорин), Евгения Добровольская (Полина Андреевна), Светлана Устинова (Маша), Кузьма Котрелев (Треплев), Станислав Дужников (Дорн), Павел Ворожцов (Медведенко), Евгений Сытый (Шамраев).
Действие начинается с импровизированного интерактива, который происходит во время рассадки публики в зале – на сцене почти все герои «Чайки» называют друг друга реальными именами, ведут себя активно и общительно – напоминают зрителям о мобильных телефонах, шутят, не забывая игриво и кокетливо подчеркнуть, что официальный хештег спектакля #ЧайкаКоршун.
На протяжении всего спектакля не покидает ощущение, что актёрам очень близки их персонажи. Даже костюмы героев, созданные художником Агне Кузмицкайте, изящно и искусно отражают стиль актёров в реальной жизни. Например, жёсткая Аркадина в исполнении Дарьи Мороз предстаёт в элегантном брючном костюме, эффектной красной тунике, стильном джинсовом луке, наивную и пылкую Заречную в интерпретации Паулины Андреевой мы видим в лаконичном рэперском костюме, эротичных шортах и обольстительном чёрном платье, Маша в образе Устиновой, как и у Чехова, конечно же, в чёрном, но только здесь чёрный кожаный наряд– не «траур по потерянной жизни», а бунтарский рок-образ. Оценят любители модных трендов и костюмы в стиле кэжуал Евгении Добровольской, сочетающиеся с ультрамодными сникерсами.
Разумеется, внешний облик героев – лишь фабула, отражающая их внутренний мир. Заблудившиеся в мечтах и иллюзиях, порывах и соблазнах, цинизме и равнодушии персонажи, так похожи на многих из нас, так современны и актуальны. И также, как и все мы, они хотят, чтобы их любили и понимали.
Треплев (Кузьма Котрелёв) значительную часть действия проводит без рубашки, словно оголённых нерв художника, мечтающего открыть новые формы и совершить революцию, разрушив стереотипы и архаизмы. Герой практически не выпускает из рук live-камеру, фиксируя эмоции персонажей, которые в разные моменты действия излучают полярную гамму чувств и настроений – от нежности до ярости, от злости до смирения.
Согласно сценографии Оскараса Коршуноваса и Ирины Комисаровой, крупные планы с live-камеры Треплева периодически транспонируются на огромные экраны разных форм, хаотично расположенные на сцене.
Сценография, отсылающая к скандинавской архитектуре и холодной северной природе, сочетается с обостренными, взрывными проявлениями чувств героев. «Вулканы» страстей и чувств иногда засыпают и застывают в релаксе и умиротворении, но, проснувшись, начинают извергаться с новой силой и энергией.
На сцене преобладает сочетание чёрно-бело-красной цветовой гаммы.
Монументально в глубине сцены плещется манящее озеро, которое можно назвать полноценным героем спектакля. Облака над озером меняют цвет в зависимости от настроения действия – от рассвета до беспросветной тьмы, от багрового шторма и ураганного ветра до умиротворённого штиля, который особенно ценит Тригорин, мечтающий отвлечься от постоянной гонки за успехом и бесконечной суеты.
В одной из сцен Константин Треплев говорит Нине Заречной: "Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах".
Спектакль Треплева, в котором дебютирует Заречная, действительно напоминает иммерсивный театр, полностью погружающий в хаотичный мир грёз.
А в целом же новая «Чайка» на сцене МХТ – скорее не мечты, а реальность, которая сочетает в себе бесконечное количество человеческих проявлений.
Вновь обращаемся к незыблемым временем фразам Чехова: «Свежо, наивно!» или «Мило, талантливо! Но…»
А есть ли в постановке какие-либо «но»? Это решит каждый зритель сам сквозь призму своей личности. Все мы знаем, что восприятие искусства – субстанция индивидуальная, призрачная и эфемерная, одни любят исключительно классические постановки, другие – радеют за новые формы и смыслы, третьи – ищут компромисс и отражение в героях своих судеб.
Аксиома лишь одна – надо увидеть своим глазами и составить своё мнение!
Следующие показы «Чайки» на сцене МХТ им. Чехова - 9, 19 и 28 марта.
За полётом «Чайки» наблюдала:
Корреспондент: Бурулёва Юлия
Фотографии: пресс-служба МХТ им. Чехова, фотограф - Александр Иванишин