15 апреля легендарный театр Современник с размахом отметил 65-летие! Все эти годы Театр полностью оправдывает своё название и остаётся верным главным кредо Современника, которые монументально красуются на фасаде отреставрированного историческом здания на Чистых прудах: сохранение, соавторство, соединение, сотворчество. Современник идёт в ногу с динамичным временем, не изменяя лучшим традициям великих, не боится экспериментов и инноваций, раздвигает границы и расширяет горизонты, приумножает настоящее и сохраняет вечное!
Всемирно известный роман Уильяма Сомерсета Моэма на сцене воплотил режиссёр Владимир Панков — художественный руководитель Студии SounDrama (Саундрама), лауреат премии «Золотая маска».
«Театр» в Современнике воплощен в жанре саундрамы, которая, словно оголённый электропровод, до предела накаляет всю гамму чувств, присущих противоречивой природе человеческой личности: долг и амбиции тонко коррелируются со страстями и соблазнами.
Роль Джулии, безусловно, мечта для каждой актрисы, это бенефис и откровение, посвящение личностям, призвание которых Театр. Партнёрами Елены Яковлевой по сцене стали великолепные актёры: Сергей Юшкевич, Владислав Ветров, Кирилл Мажаров, Владимир Суворов, Виктор Тульчинский, Елена Миллиоти, Михаил Шамков, Пелин Гериш и другие.
Разные поколения артистов культового театра, словно захватывающую, интригующую симфонию, раскладывают по нотам роман, каждый герой которого - уникальная судьба, со своими взлётами и падениями, победами и поражениями. Композиторы спектакля - Сергей Родюков и Артём Ким.
Символично, что «Театр» объединяет артистов, представляющих разные эпохи, это и есть незыблемая связь времён и летопись событий, уникальный взаимообмен неиссякаемой энергии молодости и бесценного опыта зрелости.
Публика попадает в театральное закулисье, чарующее и пленительное, противоречивое и многослойное. Как чувствуют себя люди, чья жизнь неразрывно связана с Театром? Могут ли они провести хрупкую грань между реальностью и сценой или даже в жизни, меняя маски, воплощают те или иные сценические образы?
Спектакль начинается с читки пьесы и распределения ролей в очередной постановке, такой обыденный для артистов и неизведанный для зрителей, завораживающий творческий процесс.
Каждый режиссёр - художник, у которого свой взгляд и свой мир, но как быть артистам, которые вне этого фокуса зрения? Сколько примеров, когда очередную роль приходится ждать месяцы и даже годы, мечтать, фантазировать, предвкушать, бороться и не сдаваться, верить в себя и не теряться в водовороте надежд, иллюзий и интриг. Сколько личностей не выдержали шквальные ветра перемен и бури событий?
В каждой мизансцене Панков зашифровал множество аллюзий, изящно и искусно интегрировав в роман Моэма тонкий психологизм произведений Чехова («Вишнёвый сад», «Чайка»), драму Достоевского («Идиот») и других авторов.
Усиливает атмосферу сценография и костюмы Максима Обрезкова и хореография Полины Мироновой. Меланхоличный Лондонский дождь настраивает на рефлексию.
Перед зрителями сменяют и дополняют друг друга балет и опера, комедия и драма, фарс и трагедия... Гиперболизированные персонажи, гротесковые эмоции, калейдоскоп характеров, лабиринты судеб и событий, без шаблонов и штампов. Огромное количество героев и ассоциаций каждый зритель интерпретирует сквозь призму своего индивидуального восприятия.
Размышления о новых жанрах и формах, ироничные шутки и саркастические ремарки сталкиваются со стеной вечного поиска вдохновения, диалога с капризной музой. Слава и известность, насыщенная жизнь на сцене настолько тесно связана с человеческими инстинктами, желаниями и амбициями, что кажется, даже сами герои не понимают - где игра, а где жизнь?Невозможность позволить себе лишнее пирожное, постоянный самоконтроль, жёсткий стержень и режим дня, стереотипы, ограничение свободы, сомнения, страхи и соблазны…
Подчас комично (как, например, актрисы, которым всегда 30 или 40 лет), а порой - жестоко и трагично, как ассоциация с домом престарелых. В одной из сцен даже появляется живая собака, своим появлением нарушая привычные устои и формы, словно бы подтверждая мудрый афоризм, что «искусство - это начало Вселенского хаоса».
Не потеряла ли Джулия саму себе в карнавале ролей и образов? Не разучилась ли чувствовать и сострадать? Перезагрузкой становится роман с юным Томом (Михаил Шамков), восторженный поклонник, который увлечён ею с детства. Но Джулия для него не только кумир юности, но и пропуск в манящее светское общество. На глазах зрителей Джулия понимает, что ещё может любить и ничто человеческое ей не чуждо. С аппетитом она рассказывает рецепт любимого пирога и с не меньшим воодушевлением выдаёт сложнейшие хореографические этюды.
Театр - целая Планета, которая населена разными людьми: это не только актёры и режиссёры, художники и постановщики, но и околотеатральная публика, меценаты и спонсоры, дельцы и ловкачи, которые хотят погреться в зените чужого успеха… Зрители, как правило, видят вершину айсберга, фундамент которого вымощен из кирпичиков титанического труда и многочисленных преград.
«Жизнь коротка, как пьесы читка,
Но если веришь, будешь жить,
Театр — сладкая попытка
Вернуться, что-то изменить…»
Отрывок из стихотворения Валентина Гафта как нельзя более точно характеризует суть театрального искусства, которое является зеркальным отражением всей нашей жизни.
Но ведь и без прошлого будущего быть не может. Всё, что мы можем, это стараться не совершать фатальных поступков, не принимать опрометчивых решений, не предавать окружающих и самих себя и находить радость в каждом мгновении жизни.
Театр несомненно этому помогает, а спектакль «Театр» на исторической сцене Современника дарит яркую палитру эмоций, и не все из них обязательно расшифровывать: уже любоваться и наслаждаться этим гармоничным и органичным сочетанием красок и оттенков - прекрасно!
В магический мир театрального закулисья погружались:
Корреспондент: Бурулева Юлия
Фотограф: Павлухина Елена
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.