6, 10, 22 июля и 24 августа на сцене Московского Театра им. Моссовета будет показан «Герой нашего времени», спектакль по великому роману Михаила Лермонтова, который очень ждала неравнодушная к классическим постановкам русского психологического театра публика.
Все мы со школьной программы знакомы с потрясающим лирико-психологическим романом Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Отрывок из предисловия произведения: «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения…» В «Герое нашего времени» нет назиданий и нравоучений, но есть живые люди и мысли, которые вполне могут стать путеводным маршрутом по таинственным лабиринтам человеческой личности и помогут найти ответы на важные нравственные и моральные, социальные и духовные вопросы, в той или иной степени волнующие каждого из нас.
Режиссёром-постановщиком и сценографом нового спектакля выступил один из лучших интерпретаторов классики на российской сцене Юрий Ерёмин. Юрий Иванович - личность, которая не ставит эксперименты на классических произведениях, не утоляет на них свои эгоистичные амбиции и фантазии путём эпатажа, а напротив – раскрывает глубинные смыслы, задаёт вопросы и находит ответы, размышляет о всегда актуальных проблемах - глобальных нравственных ценностях и непостижимой природе человеческой личности.
Юрий Ерёмин умеет найти формы и интонации, чтобы герои с книжных страниц естественно и органично ожили на сцене со своими достоинствами и недостатками, сомнениями и стремлениями, надеждами и разочарованиям.
Первое действие – «В горах» рассказывает трагическую историю черкешенки Бэлы глазами штабс-капитана Максим Максимыча. Также в эту часть спектакля органично вплетены главы «Фаталист» и «Максим Максимыч».
Второе действие – «На водах» повествует о событиях истории «Княжна Мери».
Связующим звеном всей постановки является рассказчик, писатель М.Л. –в блистательном воплощении актёра Антона Аносова, который портретно удивительно похож на Лермонтова. Этот герой - не просто попутчик Максим Максимыча, в руках которого случайно оказался дневник Печорина, но и определённый кодекс чести героев. На протяжении всего спектакля со стороны М.Л. чувствуется неподдельный интерес и симпатия к Печорину, поступки которого он, как и зрители, пытается не осудить, а понять и оправдать. Аносову удалось найти такие краски роли, что у зрителей возникает ощущение присутствия на сцене Михаила Лермонтова.
Образ Максим Максимыча (актёры Захар Комлев/ Роман Кириллов) – большая удача спектакля. Искренний, открытый, порядочный и простой штабс-капитан наделён и мужеством, и честью, и достоинством, ему чужды лицемерие и коварство. Такими сынами во все века была сильна Россия и про таких принято говорить: «Как за каменной стеной!»
Нил Кропалов в роли Григория Печорина статен, благороден, сдержан, интеллигентен и эрудирован. Природная красота, мужская харизма, обаяние: перед таким офицером едва ли устоит какая-либо барышня. При этом манеры, интонации и взгляд героя пронзает отчаяние, то самое, которое «не лечится по дулом пистолета»: «Холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».
Кажется, что апогей этой неизбывной тоски настал в сцене встречи Печорина в горах с Максим Максимычем, невольным свидетелем которой стал Лермонтов.
То, что штабс-капитан расценил как высокомерие, помпезность и заносчивость, на самом деле оказалось болью и разочарованием – в мире, в жизни, в самом себе. «Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились…»
В спектакле чутко и тонко затронута тема напрасно потраченной человеческой жизни, «лишнего человека», ищущего свой путь. Вопрос поиска смысла жизни актуален во все времена и эпохи независимо от территориального положения, государственного устройства или социальных благ.
Также в другом составе роль Печорина играет Дмитрий Подадаев, который под чутким руководством режиссёра находит свои детали образа.
Небольшая роль фаталиста Вулича в воплощении Дмитрия Щербины прекрасно демонстрирует уверенность определённой категории людей в предопределении судьбы и раскрывает важные черты характера Печорина– как, например, склонность к авантюрам.
Таинственный Кавказ, с самобытными традициями и особым укладом жизни, характерными деталями воплощён в других героях – Бэла (Кристина Исайкина/Анастасия Пронина), Азамат (Павел Усачёв), Казбич (Владимир Андриянов). Конь Казбича, незримо присутствующий на сцене, также выполняет важную смысловую нагрузку.
Сценографию по реалистичности можно сравнить с кинематографическими декорациями. На заднем пространстве сцены величественно возвышаются громады Кавказских гор, с острыми пиками и резкими обрывами. Благодаря видеоинсталляциям пейзаж этих гор трансформируется – от зыбкого туманного рассвета, где «ночует тучка-золотая на груди утёса-великана», до грозного урагана и снежной пурги.
Горная стилистика продолжена и в других пространства сцены – по бокам расположились огромные мрачные зеркала, которые, словно горы, монументально поднимаются, демонстрируя в отражении героев борьбу добра и зла, непрерывно бушующую в их душах, то складываются, превращаясь в ступенчатое продолжение сцены.
Во втором действии спектакля гораздо больше персонажей, чем в первом, однако, согласно задумке режиссёра, значительная часть «водяного общества» безмолвна – толпа молчалива и предсказуема, весь акцент строится на центральных персонажах.
Княжна Мери в воплощении хрупкой Анастасии Прониной изящна, кокетлива, но не надменна. В юной ранимой девушке чувствуется и интеллект, и внутренний стержень, и способность любить.
Пожалуй, единственная любовь в жизни Печорина Вера (Галина Боб/Лилия Волкова) также вызывает сочувствие и сострадание – мечты Веры разбились о суровые айсберги реальности, молодая женщина, словно птичка в золотой клетке, ради благополучия сына вынуждена жить с престарелым нелюбимым мужем.
Слом человека обществом хорошо показан на примере Грушницкого (Алексей Трофимов). Молодой парень, излучающий настоящую искренность и неуёмную энергию юности в начале действия, сменив солдатскую шинель на офицерский мундир, словно трансформирует душу: боится отличаться от других и становится игрушкой в коварных интригах Драгунского капитана (Сергей Зотов), что в конечном итоге приведёт его жизнь к трагедии. Однако в финале своей жизни Грушницкий всё же поступает как настоящий мужчина, позволяя перезарядить оружие. Его смерть нелепа и трагична, но Печорин в этой дуэли не выглядит злодеем и убийцей - он до последнего давал противнику шанс извиниться за клевету и прекратить поединок.
Сцена дуэли Печорина и Грушницкого решена режиссёрам в форме театра теней на обрыве ущелья на фоне небесно-голубого неба и живописных гор.
Это одна из финальных сцен спектакля, которая атмосферно напоминает зрителю, что от вершины до пропасти – всего один шаг или роковая ошибка.
О световой партитуре спектакля следует сказать отдельно – на протяжении всего действия на кромешную тьму сцены прицельно направлены белые прожектора, которые снова и снова символизирует борьбу света и тьмы в каждом человеке.
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление...»
Одна из многочисленных цитат романа, отражающих его суть.
«Герой нашего времени» невероятно пронзителен, честен и актуален и сейчас, в 21 веке. Возможность взглянуть на него в лучах Мельпомены – шанс не только вновь соприкоснуться с многоликими героями, прекрасным, не замусоренным современным лексиконом русским языком, но и уникальная возможность исследовать глубинные лабиринты своей собственной души и найти в ней что-то чистое и светлое, то, до чего пока не добрался налёт цинизма и снобизма.
На Кавказ и в Пятигорск «путешествовала» корреспондент Бурулёва Юлия
Фото: Елена Лапина - пресс-служба Театра им. Моссовета
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.