«В сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве», - 13 февраля Московский Губернский театр представил премьеру спектакля «Дама с собачкой» в постановке Аллы Решетниковой.
В год юбилея Антона Павловича Чехова МГТ вновь обратился к его творчеству: «Дама с собачкой» стала третьей постановкой этого автора в репертуаре. На протяжении нескольких лет в театре с успехом идёт «Вишнёвый сад» (репортаж по ссылке: «Вишнёвый сад» в Московском Губернском театре: «Смотреть бы почаще на самих себя!»- https://worldpodium.ru/news/vishnyovyy-sad-v-moskovskom-gubernskom-teatre-smotret-pochashche-na-samih-sebya) и «Дядя Ваня» (репортаж по ссылке: «Когда нет настоящей жизни, то живут миражами»: Московский Губернский театр представил светскую премьеру спектакля «Дядя Ваня» в «Барвиха Luxury Village»- https://worldpodium.ru/news/kogda-net-nastoyashchey-zhizni-zhivut-mirazhami-moskovskiy-gubernskiy-teatr-predstavil) в постановке Сергея Безрукова.
Алла Решетникова решила обратиться к одному из самых известных рассказов Чехова, написанных им на закате жизни: литературный гений уже знал о смертельной болезни и, как врач, понимал её фатальность. Словно бы торопясь оставить на Земле то, что не успел рассказать раньше, в заключительный период жизни выдающийся писатель подарил миру огромное количество шедевров.
Главный герой - Дмитрий Дмитриевич Гуров (Антон Соколов) – мужчина средних лет, в глазах общественности – примерный семьянин и отец троих детей, но в глубине души – циник, живущий по инерции, заполняющий свои дни обедами в ресторанах и поисками новых любовных приключений, оправдывающий свои пристрастия несчастливой семейной жизнью.
Случайная встреча в Ялте с молодой привлекательной дамой (Анна Шклярук) начинается как милое любовное приключение, ни к чему не обязывающий флирт. Для Анны Сергеевны фон Дидериц курортный адюльтер не является привычным – она отнюдь не легкомысленная особа. Это глубоко несчастная женщина, которая вышла замуж из любопытства за человека, которого она не любила. Встреча с Гуровым, словно свежий морской бриз, подарила ей крылья, и героиня не смогла устоять перед искушением вступить в эти отношения.
На первый взгляд простая история курортного романа опытного ловеласа с замужней дамой, которая намного младше его, оборачивается для обоих героев чувством, полностью перевернувшим их жизни: каждый из них впервые по-настоящему полюбил!
Никто из них в начале отношений не мог даже предположить, что встретил по-настоящему близкого и родного человека. Парадокс чувств, возникающих между людьми, не в силах объяснить ни одна наука - их невозможно предсказать, спланировать и спрогнозировать: это всегда как «солнечное затмение».
Более того, любовь может «нечаянно нагрянуть» даже к человеку, который уверен, что ему чуждо это непостижимое чувство.
В спектакле Аллы Решетниковой история любви становится размышлением об обретении истинного себя. Встретив по-настоящему близкого человека, герои спектакля задают себе и нам вопрос: как принимать эту впервые в жизни случившуюся Любовь - как дар или проклятие? И как вынести это обрушившееся на тебя чувство, если оно приносит лишь горькое осознание пустоты, открывает несчастье всех прежних лет, прожитых без настоящей любви. Вечная история про мужчину и женщину оборачивается горьким и сложным пересмотром прежней жизни, драматической попыткой вырваться из бесконечного ряда «не моих» событий, «не моих» людей.
На глазах зрителей опытный ловелас Гуров превращается в застенчивого романтика, который томится робким ожиданием встречи со своей возлюбленной, смущается и страдает, словно порывистый подросток, волнуется, ответит ли Анна Сергеевна взаимностью на его бурю чувств или, может быть, она уже забыла Ялтинское визави?
Актёры заботливо берут публику за руку, приглашая в иллюзорный и парадоксальный мир оживающих на сцене Чеховских героев, у каждого из которых своя боль и своё счастье.
Сам Антона Павлович присутствует на сцене не только в виде фигуры в плетёном кресле, на экранах портретов со своими цитатами, но и в человеческом обличье – в роли Чехова предстаёт Андрей Исаенков.
Автор становится в спектакле полноправным участником действия: оборачиваясь то официантом в кафе, то портье гостиницы в городе С., то заботливой няней, под присмотром которой Гуров проходит через мучительную метаморфозу от прожигателя жизни – к человеку, осознавшему всю глубину пришедшей к нему любви.
В постановке много иронии, эксцентрики и гротеска, тонкого изящного юмора, метафор и аллегорий.
В тандеме с Дмитрием Воркуновым и Сергеем Ренсевичем Андрей Исаенков на правах автора и рассказчика изящно дополняет атмосферу нужными акцентами, обрамляющими оголённые, словно электроповода, чувства главных героев.
Три актёра превращаются то в артистов кафе и отдыхающих в Ялте, то становятся героями спектакля «Гейша» в городе, где живёт Анна Сергеевна и где Гуров пытается инкогнито встретить свою возлюбленную, дабы никак её не скомпрометировать в глазах общественности.
Тонкая тема супружеской измены в данном контексте уходит на второй план: оставаясь в браке со своим мужем и женой, Анна Сергеевна и Гуров, в первую очередь, предают не их, а самих себя, обрекая себя на ложь и предательство…
Основа сценографии – крепкая деревянная конструкция, которая в процессе развития действия трансформируется в набережную Ялты, номер в гостинице, квартиру Гурова, театр в городе С. и в гостиницу, где проходят встречи героев.
Видеограф Евгений Гомоной специально для спектакля создал видеоинталяции с живописными морскими видами, пленительными пейзажами осенней и зимней Москвы.
Хореография Анны Гилуновой, костюмы Аллы Решетниковой и световая партитура Евгения Виноградова подчёркивают индивидуальность персонажей и ту мощную трансформацию, которую каждый из них проживает.
То, что декорации выполнены из дерева, очень символично: на заборе возле дома возлюбленной, как влюблённый мальчишка на асфальте, Гуров делает гравировку Д+А =Любовь! В финале, словно на крыльях, но большом крутящемся парусе герои появляются на сцене, но только этот парус выполнен отнюдь не из летящего полотна, а из того же дерева, из которого изготовлен забор у дома главной героини.
Огромная стена супружеского долга и общественных обязательств, предрассудков и стереотипов, страхов и сомнений, разделяющая мужчину и женщину, которые искренне, трогательно и нежно любят друг друга….
Рассказывая о работе над спектаклем, режиссер Алла Решетникова отметила:
«Изначально я планировала поставить милый нежный романтик для небольшого количества актёров. Чеховская «Дама с собачкой» - не та история, которую я искала, но когда я неоднократно прочитала произведение, поняла, что хочу ставить спектакль именно по этому рассказу и именно в этом формате. Впервые в жизни я выступила в спектакле не только как режиссёр, но и как автор сценографии, и как художник по костюмам: хотелось рассказать эту историю от начала и до конца. Всем было интересно, работа проходила легко и воздушно, на репетициях было много юмора. Как только мы начали работать, история очень легла на нас, на этих дивных, обожаемых мною актёров.
«Дама с собачкой» - по сути, это история любви, ставшей для героев дорогой к себе истинному. Сложный, но необходимый для каждого из нас путь. Это событие вызовет в наших героях желание скрупулезно разобраться в себе: кто я, чем я живу, чего я хочу. Своей ли жизнью я живу, или она навязана и не имеет ко мне никакого отношения. Антон Павлович Чехов пишет этот рассказ в последний, ялтинский период своей жизни: литературный гений плачет словами. То, что он подарил в последний период нам, это абсолютные шедевры. Через своих героев он задает главные вопросы бытия нам и себе, не имея уже времени лукавить и заниматься второстепенным».
На вопрос, как родилась идея с парусом в финале, режиссёр ответила так:
«Парус изготовлен из того же страшного забора, который застилает горизонт нашей жизни. Это история не только про встречу двух людей, а про встречу с самим собой, с настоящим, который пробует жить по своему сценарию, а не тому, кто был навязан родителями, обществом и какими-то правилами. Встреча с тем, особенным, которому ты можешь задать вопрос: «Чего хочешь ты?». Ответ на этот вопрос открывает горизонт жизни. Трагедия этой истории в том, что иногда это случается очень поздно».
Исполнитель главной роли, ведущий актёр театра Антон Соколов в этом сезоне радует публику уже третей премьерой. В сентябре талантливый многогранный актёр предстал в образе противоречивого Швабрина в спектакле Сергея Безрукова «Капитанская дочка» ( репортаж по ссылке: Шанс на покаяние и прощение: премьера спектакля «Капитанская дочка» в постановке Сергея Безрукова в Московском Губернском театре - https://worldpodium.ru/news/shans-na-pokayanie-i-proshchenie-premera-spektaklya-kapitanskaya-dochka-v-postanovke-sergeya) и презентовал потрясающий моноспектакль «Колыбельная для одуванчика» (репортаж по ссылке: «Если и врастать в этот мир, то по любви!» - премьера музыкального моноспектакля Антона Соколова «Колыбельная для одуванчика» в Московском Губернском театре - https://worldpodium.ru/news/esli-i-vrastat-v-etot-mir-po-lyubvi-premera-muzykalnogo-monospektaklya-antona-sokolova).
Антон Соколов о роли Гурова:
"Мой герой - человек, который делает вид, что он сильный, но он очень многого боится, у него есть много комплексов и проблем. Когда приступал к работе над ролью, понимал, что Гуров должен «снять с себя доспехи». Любовь – это когда люди не боятся быть слабыми и не боятся принять слабость другого человека.
Здесь мы говорим о проблеме лжи самому себе. О том, что человеку легче идти по проторенным дорогам, быть в системе, построенной обществом, легче врать себе, чем быть самим собой и делать то, к чему ты предназначен. И у нас в спектакле человек проходит через круги ада, чтобы прийти к себе настоящему. Мне кажется, это вообще основная идея у Чехова – никогда не поздно начать жизнь с чистого листа.
Чехов постоянно подносит нам зеркало и предлагает задать самим себе вопросы, которые мы, возможно, стыдимся задать другим или боимся рассказать им о своих переживаниях и чувствах. Все произведения Чехова – о жизни человеческого духа".
На вопрос, есть ли у героев надежда на счастье, Антон ответил, «что они уже счастливы. Ведь счастье не в том, что не происходит ничего плохого: счастье - это преодолевать преграды и оставаться вместе с близкими людьми. Я верю, что в Чеховской стране они счастливы».
Роль Гурова стала для актёра первой большой работой с творчеством Чехова, во время учёбы во ВГИКе он играл в постановке по рассказу «Казак». А на вопрос, какого Чеховского героя Антон хотел бы сыграть, актёр сказал, что хотел бы поучаствовать в «Чёрном монахе» и «Иванове».
Наталья Шклярук, исполнившая роль Анны Сергеевны, отмечает, что та метаморфоза, которая происходит с ее героиней – это поворотные события, после которых уже невозможно жить по старым шаблонам, в старой системе координат: «В какой-то момент возникает ощущение, что она становится пеплом, из которого начинает вырастать новый человек - благодаря встрече с мужчиной, который дал ей новую жизнь, этот полет. Ведь любовь – это всегда дар, это полет».
В беседе с журналистами накануне премьеры художественный руководитель театра Сергей Безруков отметил: «Я рад, что в юбилейный год Антона Павловича Чехова в нашем репертуаре появился еще один спектакль по его произведению, который не искажает, не отдаляет нас от автора, а приближает к нему. Это Чехов – пронзительный, страстный, смешной, порой эксцентричный, но настоящий. Безусловно, это современное, очень чувственное прочтение рассказа, и, как мне кажется, режиссеру удалось, сохранив авторский текст, сделать эту историю очень живой. Здесь есть сочетание драматичной истории и буффонады, которая только подчеркивает тонкость, глубину истории про этих двух любящих друг друга людей, любящих бесконечно, до сумасшествия. Спектакль идет на малой сцене, здесь всё - глаза в глаза, и в таком пространстве сложно поразить какой-то стремительной динамикой. Но тем не менее, как мне кажется, получилось показать масштаб этого чувства, этот шторм. Здесь разворачивается настоящая буря чувств, почти шекспировских страстей».
Во всей гамме чувств и эмоций герои спектакля «Дама с собачкой» говорят зрителям о том, как страшно связывать свою жизнь с теми, кого не любишь, и о том, какое бесценное счастье – любить и быть любимым, понимать, что способен испытывать это будоражащее чувство и ощущать радость, что судьба подарила его именно тебе.
Легендарный французский философ Ларошфуко сказал: «Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел». В спектакле «Дама с собачкой» у зрителей есть уникальная возможность не только увидеть, но и прочувствовать невероятную силу Любви, которая озаряет живительным светом, казалось бы, потухшие сердца.
«Даму с собачкой» в МГТ можно увидеть 26 марта и 24 апреля.
На всех "Парусах" безграничные просторы Любви открывали:
корреспондент - Бурулева Юлия
фотограф - Павлухина Елена
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.