1 октября, в День пожилых людей, на сцене Театра имени М.А. Булгакова благотворительный фонд «Старость в радость» и актриса Елизавета Арзамасова представят премьеру уникального спектакля «Кабы я была...»
В центре пронзительной истории – эмоциональная исповедь пожилых женщин, в багаже жизненного опыта которых годы воспоминаний о тех или иных вехах судьбы. Основанная на реальных событиях пьеса, приглашает зрителя побывать в гостях у сестер, которые долгие годы живут бок о бок. Погружаясь в атмосферу их быта, ироничных фраз и лирических отступлений от жизни, сложно не потеряться в коридорах реальности этого отдельно взятого человеческого мира. Здесь мечты и воспоминания сплелись так плотно, что сложно увидеть черту между ними. На вопрос, что в этой истории – реальность, а что – долгий и местами кошмарный сон – зрителю предстоит ответить самостоятельно.
В преддверии премьеры корреспондент World Podium задала несколько вопросов замечательной актрисе, прекрасной девушке и человеку, с очень добрым сердцем, Лизе Арзамасовой, которая в этом проекте выступает не только как исполнительница одной из ролей, но и как автор идеи, продюсер и режиссёр.
Судьба распорядилась так, что Вы с самых детских лет приобрели известность – телевидение, кино, театр. Но в отличие от многих детей-актёров, которые, повзрослев, уходят из профессии, Вы смогли довольно мягко пройти путь от ребёнка до прекрасной девушки и успешно реализовались и во взрослом возрасте. При этом для образования Вы выбрали не актёрский, а продюсерский факультет. Чем это обусловлено? Что особенно привлекает в роли продюсера?
У меня раньше был очень длинный и подробный ответ на этот вопрос. Я будто оправдывалась перед всеми, потому что все друзья и знакомые считали абсолютно логичным, если бы после школы я пошла на актёрский факультет и спокойно продолжила делать то, чем занималась с самого раннего детства. Потом ответ на этот вопрос сократился до очень короткой фразы: «Мне так захотелось». И вот он будет самым правдивым. Учиться нужно с желанием и интересом. За все годы обучения я не получила на экзаменах ни одной четверки и закончила институт с красным дипломом. Мне очень хотелось получить знания о том, как создаются творческие проекты. Я с 4-х лет снимаюсь в кино, с 8-ми играю в театре, и я всегда была внутри процесса, во взрослом возрасте мне хотелось бы побольше «воздуха» и возможностей воплощать то, что интересно мне самой.
Продюсирование и режиссура – профессии, требующие определённой жёсткости и строгости. Как такая хрупкая девушка справляется с этими трудностями?
Думаю, что характер не зависит от гендерной принадлежности. Часто люди путают внешние проявления с внутренним содержанием. Понимаю, что у меня фактура такая: девочка, хлопающая глазками, нескорая в движениях и решениях. Но характер у меня был всегда. И ещё у меня есть версия, что в серьезных профессиях не всегда нужны именно жёсткость и строгость. Иногда любовь и уважение - сильнее.
Благотворительность – важная и теперь уже неотъемлемая веха Вашей жизни. С чего всё началось? Как возникла потребность – помогать и отдавать?
Началось всё ещё лет с 11-ти. Меня стали приглашать на благотворительные мероприятия и концерты, так что я всегда воспринимала это, как неотъемлемую часть жизни. Подружилась с несколькими фондами, где попечителями были наши коллеги артисты. Это хорошо, когда можешь не только получать от жизни, но и имеешь возможность отдавать. Точнее слово - «нормально». Думаю, чем здоровее общество, тем нормальнее для людей помогать тем, кому живётся тяжелее, чем другим.
Почему среди многообразия разных благотворительных фондов Ваша душа особенно прониклась фондом «Старость в радость»?
Думаю, что одинокие старики - самые незащищенные люди на земле. Никто не даёт им шанса на завтрашний день, никто не верит в их долгосрочное будущее, мало кого заботит их сегодняшний день. Многие из них живут так, будто их уже давно нет. И это очень несправедливо, потому что каждый человек имеет право на достойную старость. В попечении фонда 130 домов престарелых в 27 регионах страны. И там живут люди, - не какие-то особенные, а такие же, как мы с вами. Только в какой-то момент в их жизни что-то пошло не так: умерли родственники, не сложились отношения с детьми и близкими, стали недееспособными, лежачими. Но каждому из наших подопечных нужно внимание и радость, вдохновение на завтрашний день и самый простой уход.
Может быть, какой-то особый случай или пример был катализатором для того, чтобы стать не только периодическим помощником-волонтёром фонда, но его попечителем?
Конечно. Раньше я не решалась стать попечителем других фондов, не хотела брать на себя ответственность, думала: я ведь и так помогаю. Но когда предложили стать попечителем фонда «Старость в радость», я встретилась с его директором Лизой Олескиной и ... влюбилась в неё всем сердцем с первых минут общения. Взяв небольшую паузу после разговора, подумав о том, чем смогу быть реально полезной, приняла предложение о попечительстве. Лиза Олескина - пример того, что один человек может изменить очень многое. Она последовательно, преданно и профессионально занимается проблемами пожилых людей уже больше 10 лет. И она заряжает светом и абсолютной верой в то, что у нас всё получится, и что всё - не зря, что ситуация меняется и меняется в лучшую сторону. Я и сама это вижу уже за несколько лет посещения подопечных домов.
Как возникла идея не только приезжать в Дома престарелых, пансионаты, квартиры пожилых людей, но и выпустить спектакль ради них?
У Фонда проходит много разных мероприятий, я с радостью всем про них рассказываю. Волонтеры приезжают в дома престарелых каждую неделю. С подарками, с концертами. Спектакль хотелось сделать давно. Во-первых, я и сама принимаю участие в двух благотворительных спектаклях других фондов. Ну и мне очень хотелось, чтобы у нашего Фонда тоже был свой театральный проект, чтобы дать возможность зрителю в ненавязчивой форме узнать о проблемах наших подопечных, точнее, о небольшой части этих проблем. Попробовать тронуть их души нашим высказыванием со сцены. Но и самое главное: дать возможность помочь нашим бабушкам и дедушкам тем людям, которые сами не могут отправиться в дальние поездки в дома престарелых, но очень бы хотел как-то поучаствовать в их жизни. Тут ведь всё просто и эмоционально: ты не только идёшь в театр смотреть на артистов, которые тебе могут быть интересны, но ещё и знаешь, что покупкой билета принесёшь пользу.
«Кабы я была...» - в полном смысле Ваше детище, где Вы выступаете не только как актриса, но и как автор идеи, режиссёр и продюсер. Расскажите в деталях об этом проекте.
В деталях рассказывать не буду, конечно. Хочу, чтобы зрители сами пришли к нам и послушали нас. Что касается самой истории, то она родилась из короткого разговора с двумя пожилыми женщинами, которые во время войны были ещё совсем малышками - 6 лет и 4 года. О чем они всю жизнь мечтали, о чем переживали, что так и не сбылось, как пошла бы их жизнь, если бы не было в ней страшных событий, об этом говорят наши героини. «Режиссером» меня лучше не называть. Когда мы собрались, я сразу сказала: ребята, это благотворительный спектакль. Нам надо всё сделать вместе, надеюсь на ваш опыт и сотрудничество. Давайте сделаем это вместе. История наша одноактная. Я примерно видела, как мне хотелось бы ее рассказать, но я очень благодарна своим старшим товарищам, партнерам по спектаклю, что они активно принимают участие в его создании, в рождении образов наших главных героинь, дают советы, фонтанируют идеями.
Я благодарна Марине Дюжевой за то, что она так рискнула присоединиться к нашей компании, ведь раньше мы с ней не сотрудничали. Но именно о ней мы сразу подумали, как об исполнительнице одной из ролей. Юлия Марина, наша подруга, кастинг-директор, которая тоже уже долгое время является волонтером Фонда, связалась с ней и увлекла ее идеей. С Олей Лапшиной я принимаю участие в благотворительном спектакле Фонда «Со-единение», где мы на сцену выходим со слепо-глухими артистами, так что она - опытный «боец» театрально-благотворительного пространства. Ну а с Филиппом Бледным я дружу давно, а работать мы вместе начали ещё когда мне было 11 лет, на площадке сериала «Папины дочки».
Премьера спектакля состоится на сцене Театра им. Булгакова, где Вы уже не первый год блистаете в постановках Сергея Алдонина, а недавно представили авторский проект с провокационным названием и глубоким содержанием «Через постель». Как энергия Дома Булгакова влияет на Вас?
Да, в театре Булгакова я долгое время принимала участие в постановках Сергея Алдонина. Только Джульетту играла 9 лет. Но, видимо, время пришло для каких-то самостоятельных шагов. С компанией Сергея я в прошлом году прекратила сотрудничество, но всегда буду благодарна ему за замечательный многолетний опыт. Площадка Дома Булгакова - совершенно особенная. Это пространство, где и сотрудники, и руководство всегда открыты Новым идеям и экспериментам. Я благодарю директора дома Наталью Склярову за то, что свой первый самостоятельный авторский проект она позволила мне сделать именно на этой сцене, что доверилась мне, даже не видя материал, что не испугалась названия «Через постель», зная, что ничего скабрезного я своим зрителям не предложу. А мне нужна была именно такая - интимная атмосфера, небольшой зал, близость со зрителем для того, чтобы рассказать свою первую авторскую историю. Что касается спектакля «Кабы я была», я по театральным меркам почти впритык обратилась с просьбой о площадке, и для меня было очень ценно согласие Наташи Скляровой и Николая Голубева, руководителей дома-музея Булгакова. Это такое - настоящее братство и доверие. Кстати, мы в некотором роде - в одной теме. Я когда узнала, что в рамках программы «Московское долголетие» в театре Булгакова организованы занятия по актерскому мастерству для пожилых людей, очень радовалась, потому что знаю, как многие люди в серьёзном возрасте открыты для нового, с какой страстью занимаются творчеством!
Расскажите о спектакле "Через постель", который покорил жителей Москвы, а недавно был с успехом представлен в рамках фестиваля "Амурская осень" на Дальнем Востоке.
«Через постель» или, как я его сокращённо называю, - «ЧП» - можно было бы назвать моноспектаклем, но я определяю этот жанр, как - «разговор». Понимаю, что нет такого, но я стою на сцене без костюма, грима и пьесы, говорю со зрителями о наших с ними взаимоотношениях и признаюсь в любви. И зрителю можно отвечать. Такие вот у нас правила сложились. Как я говорю гостям своего спектакля, у меня простая задача: сделать так, чтобы хотя бы один человек ушёл сегодня из зала счастливым, хотя бы один... и это будет большой победой.
Мы вместе со зрителями попадаем в навязчивый профессиональный сон артистки, в котором может произойти, всё, что угодно. Каждому из них после спектакля я говорю: спасибо, что приснились.
В каждом спектакле у меня есть приглашённый гость, которого заранее я не анонсирую. Наверное, с точки зрения маркетинга, это не правильно. Если бы я заранее говорила, кто из гостей будет у меня на следующем спектакле, то на них можно было бы легче собрать зрителей, но мне так хочется сохранить это ощущение сказки, чуда и неожиданности, которое уже «поймали» первые зрители спектакля. Могу только сказать, что первыми гостями в «ЧП» были Родион Газманов, Пётр Налич, народный артист России Юрий Чернов. И все они принесли много радости и удовольствия зрителям.
Какие главные сложности приходится преодолевать при выпуске благотворительного спектакля? Есть ли какая-либо помощь от государства?
Да мне бы и не пришло в голову просить такой помощи. Декораций у нас немного. Если честно, мы бы эту историю рассказали и без декораций, но обратились к зрителям за помощью, чтобы на сцене были живые вещи: не антиквариат, а те, которые «не поместились в новую жизнь». Вот так незатейливый интерьер наших героинь и появился. А сложности есть организационные, но это в любом деле так, ну и ещё - волнения. Очень хочется, чтобы зрители приняли нашу историю хорошо.
Премьера спектакля «Кабы я была...» состоится 1 октября, в День пожилых людей. Не хотелось бы, чтобы показ проекта был единовременным. Есть ли в планах дальнейшие даты для спектакля, гастроли в Дома престарелых Москвы, области и других регионов?
Сейчас рано что-то об этом говорить. Подождём отзывы зрителей. Если наш спектакль покажется им интересным: не важно - благотворительный он или нет, а просто, как самостоятельный творческий проект, то будем думать о его дальнейшей жизни. В основном у благотворительных спектаклей - судьба непростая. А выпускаем - да, к дате - 1 октября в День Пожилых Людей. И очень хочется после выпуска продлить ему жизнь.
В последние годы, к счастью, благотворительность получила гораздо более широкое распространение, чем раньше. И всегда дилемма: говорить ли об этом или помогать тихо, не привлекая внимание? Вам удаётся сохранять этот хрупкий баланс: Вы оказываете реальную помощь и поддержку пожилым людям, привлекаете внимание общественности, но при этом не пытаетесь пиариться на этом (что, увы, не редкость).
Если ты помогаешь одному человеку или одному дому, то тихо помогать - самое то. Ты же это делаешь для этих людей, а не для того, чтобы все знали, какой ты хороший. Когда в попечении фонда 130 домов престарелых, а к Новому Году, например, нужно собрать 30 000 подарков, то тут никто в одиночку не справится, тут нужно к людям обращаться, всем миром собирать. А наши бабушки и дедушки ждут внимания не казенного, а чтобы приехали настоящие любящие люди и устроили праздник, и чтобы было всё, как в семье: платочек для бабушки, носочки для дедушки в красивом пакетике от Деда Мороза. А если и сам Дед Мороз придёт, то вообще - Радость, как в детстве. Ну как это все сделать без людей?
У попечителей фондов, представителей публичных профессий, задача - привлекать внимание к проблемам подопечных Фонда. Молчать тут никак невозможно. Я много пишу на своих страницах в инстаграме и на ФБ о людях в домах престарелых, рассказываю о том, какая помощь им нужна. О том, что для наших подопечных очень важно именно внимание и общение. И конечно, иногда возникает один отзыв из ста про то, что артисты пиарятся на благотворительности. Вот тогда я этих умников приглашаю «пиариться» вместе с нами: встать в выходной в 5 или 6 утра, сесть за руль и поехать за 200 или 300 км от Москвы в маленький заброшенный домик, дать там концерт для тех бабушек и дедушек, которые могут прийти в актовый зал, потом пройтись по палатам с лежачими, поговорить с ними, попеть, подарить подарки, послушать их истории жизни. Всё просто... Не надо штампов ставить. Надо дело делать. Иногда я слышу фразу про то, что «благотворительность сейчас в моде». И я даже спорить с этим не хочу, потому что если это так, то пусть эта мода останется надолго, и пусть модных (в этом смысле) будет больше...
Назовите несколько основных постулатов благотворительной деятельности, чтобы она максимально приносила благо тем, кому адресована? И сформулируйте, пожалуйста: почему в обществе потребления для каждого человека важно не быть эгоистом, а помогать другим и быть неравнодушным к ближнему?
Думаю, что искреннее желание помочь не должно исключать серьезного изучения проблемы. Чтобы не порывами эмоциональными руководствоваться, а пониманием того, что сейчас для помощи самое необходимое. Осмысленность важна в действиях. И не думать, что ты делаешь что-то особенное или сверхъестественное. Что делаешь это для других. Ты для себя делаешь. Для того, чтобы жизнь вокруг была лучше. Мне сложно сформулировать, но кажется, что обращать внимание друг на друга и поддерживать друг друга в сложных ситуациях - это норма. Нашему самому маленькому волонтеру Даше - 5 лет, а она уже больше года ездит с мамой Леной и старшим братом Андреем в дальние поездки к чужим бабушкам и дедушкам, - танцует с ними, поёт, обнимается, поздравляет их с праздниками, рисует для них открытки, мастерит милые подарки. Вот Дашке не надо объяснять: почему, да зачем. Для неё это часть реальности.
Почему бы всем нам не сделать творение благих дел частью нашей реальности, раскрасив палитру не только своей жизни яркими цветами, но и тех, кто рядом?! И тогда наши лица засияют во всём многообразии красок и оттенков, главными из которых будут – добро, тепло и милосердие!
И пусть жизненным кредо для нас будут строки музыкальной композиции:
«Если можешь помочь -
Помоги,
Если можешь согреть -
Отогрей.
Если можешь сберечь -
Сбереги
Среди тысячи дней и ночей!»
Встречаемся 1 октября в Театре им. Булгакова на спектакле «Кабы я была…»!
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.