Возможно ли объединить искусство кинематографа и театр? Сергей Безруков и команда Московского Губернского театра продемонстрировали, что да! 7 июня в музее-заповеднике «Горки Ленинские» прошла церемония открытия II Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского».
Среди гостей на мероприятии присутствовали: Министр культуры Московской области Нармин Ширалиева и другие представители Министерства, Сергей Филин, Алла Довлатова, актёры МГТ – Антон и Елена Хабаровы, Анна Снаткина, Сергей Вершинин, Галина Бокашевская, Елена Доронина.
Открытие фестиваля неслучайно состоялось в «Горках Ленинских» - в 1909 году эту усадьбу приобрела вдова Саввы Тимофеевича Морозова, с тех пор это место неразрывно связано с МХАТ.
Инициатор, художественный руководитель фестиваля, Сергей Безруков подчеркнул, что в последнее время наблюдается повальное увлечение авангардом, вследствие чего главным критерием отбора для многих модных театральных фестивалей является система, направленная на удивление и эпатаж публики. «Основной критерий отбора участников фестиваля «Фабрика Станиславского - Русский психологический театр, то на чём мы стоим и стоять будем! Господа, поклонники Системы Станиславского, поклонники Русского психологического театра, объединяйтесь!» - резюмировал Безруков.
В рамках торжественного открытия Фестиваля был представлен музыкально-драматический эскиз по мотивам повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в постановке Сергея Безрукова.
Масштаб и размах действия поразил даже самых искушённых зрителей – создателям удалось искусно соединить грандиозные эффекты кино, полностью погружающего зрителя в события, и невероятные по накалу эмоции театра, где всё происходит здесь и сейчас, в эту конкретную минуту.
Разумеется, «Капитанская дочка» выбрана для постановки отнюдь неслучайно. Таким образом Московский Губернский театр поздравил с юбилеем величайшего Гения русской литературы, Александра Сергеевича Пушкина, которому 6 июня исполнилось бы 220 лет.
Частица бы совсем не коррелируется с именем великого классика, ведь Пушкин по-прежнему с нами - в своём бессмертном творчестве, в котором не только разгадал затейливые лабиринты человеческой души, но и предсказал многие события, о которых он знать никак не мог. До начала спектакля песни и стихи Пушкина исполняли актёры МГТ.
Режиссёр Сергей Безруков погрузил зрителей и артистов в действие романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», происходящее в Оренбургских окрестностях Российской империи во времена Пугачёвского восстания.
Беспощадный и безжалостный Русский бунт показан настолько достоверно, что в некоторые моменты становится страшно.
Огонь и порох, бравая конница живых лошадей, жестокий штурм Белогорской крепости, виртуозный бой на шпагах...
Декорациями действия стали настоящие деревенские дома, стог сена, живые курицы и….сама природа: лучи закатного летнего солнца, синие сумерки, постепенно ложащиеся на Землю. Не смущали даже самолёты в поднебесье, периодически пролетавшие в окрестностях Домодедово. Эти самолёты словно говорили нам, что да, прошло 200 лет, но по сути ничего не изменилось: в людях по-прежнему соседствуют честь и подлость, смелость и трусость, милосердие и предательство, ни в одном государственном устройстве не бывает полной гармонии и всеобщего благополучия, но всегда и везде есть место настоящей любви и порядочности.
Сложные психологические сцены, человеческие отношения и противостояние добра и зла – в постановке Безрукова отражено всё, зашифрованное Пушкиным в своём произведении.
К слову, сам Александр Сергеевич является полноправным героем действия, от лица которого идёт рассказ. В воплощении актёра Армана Вардеваняна Пушкин – молодой лицеист, порывистый и озорной, полный надежд иллюзий, такой, каким он собственно и оставался всю свою короткую, но яркую жизнь.
При всём масштабе и размахе действия Безруков и его команда, конечно же, не забыли о деталях – стопка литературы на столе Александра Сергеевича, засушенный цветочек – закладка книги, ворота, символизирующие переплёт романа, карета, заснеженная пургой.. В романе Пушкина действие происходит зимой, режиссёр «сжалился» над артистами, перенеся значительную часть событий в лето. Но всё равно, чтобы соответствовать эпохе, артистам в 30-градусную жару приходилось стойко выдерживать тулупы и полушубки, длинные сапоги, накладные бороды и парики.
Сергей Безруков специально для этого постановки поручил написать уникальную музыку и либретто: авторы стихотворных текстов - Ольга Михайлова, Елена Исаева, композитор – Тимур Эзугбаев. По стилистике музыкальные композиции «Капитанской дочки» ближе к рок-поэме, с динамичной музыкой и наполненными философским смыслом и мудрыми афоризмами стихами.
Как, например, отрывок баллады Пугачёва:
«Людские сердца зажигаю глаголом,
Я жизни позорной смерть предпочту
И всё, что имею, отдам за мечту…»
Мастерство и органику артистов Московского Губернского театра отметим отдельно – каждый актёр полностью попадает в свой образ и каждому, как завещал Станиславский, хочется воскликнуть: «Верю!»
В роли бравого офицера Петра Гринёва Антон Соколов, любимый зрителями по роли рокового красавца Дантеса в спектакле «Пушкин», Фандорина в постановке «Приключения Фандорина», сразу нескольким образам в музыкально-драматическом спектакле «Высоцкий. Рождение легенды» и другим спектаклям МГТ. Сложно представить актёра, которому бы больше шла военная форма и мундир, чем Соколову – природные внешние данные, драматическое мастерство и прекрасный вокал артиста не оставляют зрителям сомнений – перед нами молодой офицер царской армии Пётр Гринёв, честный, порывистый, бескомпромиссный, не приемлющий ложь и интриги.
В роли Емельяна Пугачёва – ещё один ведущий артист МГТ Дмитрий Карташов, одинаково хорошо перевоплощающийся в легендарного Гения Владимира Высоцкого в одноимённом спектакле, в солдата Великой Отечественной в «Весёлом солдате», в хитрого пирата в «Острове сокровищ», в Чернявого в «Энергичных людях» или сдержанного Геликона в пластическом спектакле «Калигула». Харизма и энергетика Карташова, способность артиста прожить судьбу своего героя на сцене поражают в каждом спектакле.
В образе «Капитанской дочки» Маши Мироновой предстаёт актриса МГТ, солистка Московской областной филармонии Юлия Пилипович. В Губернском театре Юлия играет в огромном количестве спектаклей, среди которых «Хулиган», «Нашла коса на камень», «Высоцкий. Рождения легенды» и других. В наше время искусственных гламурных див очень сложно найти актрису, которая и внешне, и характерно способна «телепортироваться» в разные эпохи и выглядеть при этом гармонично. У Безрукова получилось: Маша в исполнении Пилипович – девушка, словно сошедшая с полотна художника 18 века, одновременно наивная и сильная, со стержнем характера и естественной красотой.
Слуги и казаки, комендант крепости, его жена, бунтовщики и мирные жители… Каждый герой абсолютно достоверен и органичен!
«Народ безмолвствует, но играет потрясающе!» - Губернаторский оркестр Московской области под руководством главного дирижёра Сергея Пащенко предстаёт в образах жителей Белогорской крепости.
«Казнить - так казнить! Миловать – так миловать!»; «Береги платье снову, а честь смолоду», - мудрые афоризмы из «Капитанской дочки», которые все мы помним со школьной скамьи, в спектакле Безрукова получили второе рождение.
Да-да, мы говорим не эскиз, а спектакль, так как искренне надеемся, что впоследствии по примеру «Вишнёвого сада» эcкиз станет полноценной постановкой, которую увидят десятки тысяч зрителей не по онлай-трансляции, которая через несколько дней исчезнет с просторов интернета, а вживую, потому что ни один экран никогда не заменит настоящих эмоций!
Сергей Витальевич Безруков придерживается позиции, что режиссёр должен раствориться в актёре, а не самоутвердиться. В каждом своём спектакле Безруков демонстрирует верность главным кредо Русского психологического театра.
В конкурсную программу фестиваля «Фабрика Станиславского» вошли восемь спектаклей региональных театров, свои постановки представляют театры из Санкт-Петербурга, Перми, Саратова, Екатеринбурга и Минусинска (Красноярский край). В рамках фестиваля состоятся внеконкурсные показы спектаклей Московского Губернского театра. Спектакли проходят на трех подмосковных площадках: в городах Сергиев Посад, Орехово-Зуево и Химки. В рамках образовательной программы проходят мастер-классы, лекции и семинары. Организаторы фестиваля - Московский Губернский театр и Фонд поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Московской области.
С подробной программой фестиваля можно познакомиться на официальном сайте: https://www.fsfest.ru/
Закрытие Фестиваля пройдёт на сцене Московского Губернского театра 16 июня. По итогам конкурсной программы будут названы лауреаты премии за лучшую женскую и лучшую мужскую роль, а также за лучший актерский ансамбль. Победителям вручаются памятные статуэтки «Верю» - миниатюрная скульптура Станиславского из "бисквитного" фарфора.
Желаем удачи всем участникам фестиваля и завершаем наш репортаж о по-настоящему уникальной церемонии открытия «Фабрики Станиславского» стихами Пушкина, которые прозвучали в финале этюда «Капитанская дочка»:
«Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали!
И легковерные мечты...
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты…»
В атмосферу 18 века погружалась Юлия Бурулёва.
Фотографии Галины Фесенко и Ксении Угольниковой предоставлены пресс-службой фестиваля.
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.