Какие табу и запреты, моральные нормы и нравственные ценности способен перешагнуть человек в достижении своих целей? Есть ли какая-то универсальная формула, способная стать преградой для эгоизма, жестокости, алчности, разврата и страсти? Едва ли…
Человек – существо слабое, подверженное порокам и соблазнам, и личные интересы, как правило, легко и играючи стремительным нокаутом побеждают гуманизм и порядочность, а понятия чести и совести становятся призрачными и иллюзорными, и в какой-то момент совсем рассеиваются в пространстве времён.
Эти и многие другие темы затрагиваются в музыкально-драматическом спектакле «Прозрачные краски», премьера которого состоялась в ноябре 2017 года в Санкт-Петербурге. Спектакль периодически гастролирует, в каждом городе покоряя всё новых и новых зрителей.
31 января 2019г. у Москвичей и гостей столицы была возможность насладиться потрясающими и многогранными «Прозрачными красками», исследующими глубинную природу человека, размышляющего о любви и предательстве, корысти и нравственности.
Постановка основана на сюжетах литературных произведений первой половины XX века. События разворачиваются во времена триумфального шествия кинематографа, в период расцвета музыки, живописи и литературы.
Три главных героя, чьи судьбы тесно переплелись в непростом любовном треугольнике.
В главных ролях: лауреат «Золотой Маски» Иван Ожогин, заслуженный артист России Мурад Султаниязов, актриса Наталья Мартынова. Дополняют это блистательное трио актёры Сергей Худяков, Зинаида Некрасова, которые вносят неповторимый колорит в концептуальный рисунок спектакля, придавая загадочность и изящество.
Для одного из самых популярных актёров жанра мюзиклов Ивана Ожогина, этот спектакль своего рода эксперимент, ведь музыкальных партий в «Прозрачных красках» гораздо меньше, чем драматических диалогов, острохарактерных и дерзких. Иван справляется с задачей восхитительно, демонстрируя настолько широкую и яркую амплитуду эмоций, что его отрицательному герою вольно и невольно начинаешь симпатизировать и пытаться оправдать его действия.
То же самое можно сказать о противоречивых персонажах Натальи Мартыновой и Мурада Султаниязова: актёры воплощают их настолько многогранно, что зрители пытаются если не принять, то хотя бы понять их мотивацию, а в каких-то моментах начинают даже сочувствовать героям.
Герой Ожогина – талантливый художник-карикатурист Генрих Ахт, героиня Мартыновой – начинающая актриса Магдалина Шварце, грезящая о славе, а персонаж Султаниязова – успешный, богатый издатель Глостер Мунк. Это тот случай, когда профессии могут многое рассказать о характерах и придать особые нотки настроений - Генрих рисует свою жизнь мазками, не стесняясь манипулировать чувствами, как палитрой красок; Магда играет судьбами других и своей собственной; Глостер – тот автор своей рукописи, который запутался в своих же героях, он не может, а скорее всего просто не хочет отличить иллюзию от действительности, а правду от лжи.
Восхитительный симбиоз музыки Елизаветы Панченко и хореографии Сергея Худякова, вокала и драматургии, блистательная актёрская игра и филигранный рисунок спектакля создаёт на сцене потрясающую атмосферу, в которую вовлекает каждого зрителя.
«Ведь зеркалу не скрыть ущерб твоих соблазнов…» - одна из метафоричных строк музыкальных арий спектакля, которые, словно затейливые философские трактаты, хочется изучать и расшифровывать, постигая глубинные смыслы.
Режиссер и автор пьесы Валерий Владимиров с художником Алексеем Улановым вместе со всей командой спектакля создали на сцене уникальное пространство, от которого просто невозможно остаться в стороне и наблюдать: каждый зритель, пришедший на «Прозрачные краски», в той или иной степени становится не просто свидетелем, но и частью событий, расставляя свои приоритеты симпатий и антипатий.
Сценография представляет собой кубический квадрат, с множеством окон и дверей, входов и выходов. В процессе развития действия этот квадрат символизирует то квартиры героев, то интерьеры приморского отеля, то загородный дом в горах.
Также этот куб очень напоминает клетку или камеру и эта аллегория прекрасно коррелируется с содержанием постановки. Может быть, эта камера, словно панцирь, защищает человека от внешних угроз, равнодушия и непонимания окружающего мира, безразличия и цинизма? А может, клетка – инструмент для обуздания собственных страстей, сдерживания порывов и соблазнов, ярости и агрессии?!
«Известность, слава, что они? — а есть у них над мною власть; и мне они велят себе на жертву всё принесть…» - эти строки Михаила Лермонтова, написанные за сто лет до событий, о которых идёт речь в спектакле «Прозрачные краски», снова и снова демонстрируют то, что меняются эпохи, стремительно развиваются технологии, но человеческие пороки и слабости в большинстве своём остаются неизменными.
Единственно, что у каждого из нас индивидуально – эта степень наших личностных ограничений и моральных норм, но, как показывает практика, даже эти показатели вариабельны и часто зависят от понятия «цена вопроса». И в данном контексте под словом цена далеко не всегда подразумеваются материальные аспекты: это вполне может быть физическая страсть, сильная привязанность или банальный страх одиночества и забвения.
Жажда власти, могущества и наслаждений очень часто вершат судьбы не только конкретных людей, но и целых народов и государств.
«Прозрачными красками» можно нарисовать всё, что угодно, и остаться безнаказанным. Можно обидеть, унизить, убить и растоптать, а можно – протянуть руку помощи нуждающемуся, залечить рану больному, написать о своей любви, привязанности или мечте. Выбор за нами.