8 мая на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера пронзительного и проникновенного спектакля Марины Брусникиной «Двадцать дней без войны», поставленного по киносценарию Константина Симонова.
Многие знают и любят культовый фильм Алексея Германа с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко, но театр и кинематограф – кардинально разные виды искусства.
Марина Брусникина, которую по праву называют одним из лучших режиссёров, работающих с прозой, не в первые берёт за основу спектакля киносценарий – недавно мы рассказывали о «Калине красной», поставленной режиссёром по легендарному киносценарию Василия Шукшина: «Калина красная» в Театре на Бронной: поэтическая проза жизни.
Воплотить «Двадцать дней без войны» Константина Симонова в канун 80-ой годовщины со Дня Победы Советского союза над фашистской Германией Марине Брусникиной предложил художественный руководитель МХТ Константин Хабенский. Режиссёр, ранее не работавшая с произведениями писателя-фронтовика, рассказала: "Я просто сама поражена, насколько он честен, современен по форме. Когда человек, сам прошедший войну, настолько правдив в своих ощущениях, и когда он взял тему не войны, то есть это не война, это эвакуация – и это тоже война, потому что она вокруг и во всех людях".
Спектакль, как и кино, погружает в ощущение разрушений, моральной пустоты и хаоса, которые принесла война, показывает попытки поиска надежды и обретения веры. Главный герой военкор Лопатин (актёр Иван Волков) – в канун нового, 1943 года отправляется в трёхнедельный отпуск в глубокий тыл, в Ташкент, где снимается фильм по его сталинградским очеркам.
Война присутствует на сцене не в разрывах снарядах и свисте пуль, а оживает в фрагментах воспоминаний военного корреспондента, прошедшего Сталинград и выжившего в адском пекле смертельной схватки.
В поезде, который везёт Лопатина в Ташкент, встречаются разные люди, физически израненные и духовно истерзанные.
Михаил Пореченков, у которого два деда не вернулись с войны, во всей гамме чувств проживает на сцене судьбу капитана-лётчика, которого предала жена. Он пытается найти в себе силы её простить. Лётчик рассказывает своему попутчику-военкору о семейной трагедии и просит Лопатина помочь ему выразить чувства в письме к жене, которую он не разлюбил. Эта, по сути, эпизодическая роль несёт в себе столько смыслов и эмоций, что невозможно сдержать слёзы.
Михаил Пореченков: "Мы говорим, что война проходит через всю жизнь людей, она затрагивает и самые мирные уголки души человека. Она забирает всё, целиком. Об этом и хотели сказать. Она всё поглощает".
Многие актёры воплощают на сцене сразу несколько ролей – из разных судеб складывается история страны.
Несмотря на кардинальные различия, всех героев объединяет одно – они выживают в реалиях войны и в тылу, и стараются верить в Победу. Постановка Марины Брусникиной говорит о том, насколько война страшна и разрушительна не только для тех, кто находится в эпицентре боевых действий, но и для тех, кто далеко от линии фронта.
В Ташкенте эвакуированные женщины видят в Лопатине «весточку с фронта», пытаются опереться на него, как на могучую стену, узнать ответы на терзающие их вопросы, найти утешения от своих потерь и обрести надежду, что раз он, пройдя адское пекло Сталинграда, смог выжить, то и их родные непременно к ним вернутся.
Очень сильная сцена, в которой героиня Маргариты Якимовой, чей муж ушёл в разведку и пропал без вести, пытается в диалоге с военным корреспондентом прийти к осознанию, что муж непременно вернётся, но герой, конечно же, не может ей это обещать. Именно перу Константина Симонова принадлежит гениальное стихотворение «Жди меня, и я вернусь…», которое для многих солдатских жён стало лейтмотивом жизни.
Судьбы разных людей на сцене проживают: Армэн Арушанян, Алексей Варущенко, Юлия Ковалёва, Илья Козырев, Алексей Краснёнков, Анастасия Скорик, Мария Сокольская, Дмитрий Сумин, Валерий Трошин, Алёна Хованская, Игорь Хрипунов, Дарья Юрская.
Кульминация «Двадцати дней без войны» - история любви Лопатина и костюмерши эвакуированного из Москвы театра Ники (восхитительная Светлана Колпакова).
Светлана Колпакова: «Поразительная история — как человек приходит с фронта, при этом сталкивается с судьбами женщин, которым настолько тревожно и у которых настолько обострены чувства, что каждая срывается в первую встречу с ним. Для них важно получить от него ответ — что будет? Как нам дальше жить?»
Историю любви Ники и Лопатина актриса назвала «обострённым чувством жажды жизни в этих обстоятельствах»: «Когда такая ситуация, так хочется от этой жизни получить максимум любви, самой жизни и испытать все эти эмоции».
Встреча Лопатина и Ники даёт обоим надежду на то, что счастье ещё возможно. Актёры во всей палитре эмоций проживают смущение, смятение, робость от возникающих между ними чувств, которые для каждого становятся спасительными. Будущее туманно и зыбко, чувства обострены до предела. События происходят в конце Сталинградской битвы, как раз во время действия приходит известия, что фашисты сдались под Сталинградом. Никто не знает, что же дальше? Но то, что до конца войны ещё очень далеко, очевидно.
Лопатин видел столько горя и боли, что внешне он кажется отстранённым – охранительный режим для мозга притупляет эмоции. Но это лишь внешняя холодность, у героя очень чуткое, отзывчивое сердце, которое не может не откликаться на чужие беды.
Как тонко заметила Светлана Колпакова в адрес своего партнёра: «Интеллигентна нельзя сыграть, им можно только быть». Светлана воплощает свою героиню очень живой и невероятно сильной, не ожесточившейся от суровой жизни, предательств и трагедий.
В роли сына Ники предстаёт 5-летний сын Светланы Колпаковой. Режиссёр уговорила актрису на этот дебют и он, без сомнения, удался. К слову, в спектакле участвуют сразу несколько актёров-детей – то, насколько органично с ними работает Марина Брусникина, по-настоящему восхищает! Дети придают действию особый трепет и предельную искренность.
Сцена съёмки фильма в Ташкенте противопоставляется суровой действительности реальной жизни: контраст вымысла и правды только усиливает драматизм.
Сценография спектакля основана на действии множества подъёмных механизмов (плунжеров), которые становятся купе поезда и руинами сражений, тесными квартирами эвакуированных и киностудией в Ташкенте, городскими площадями и улицами…
Сценограф постановки — Николай Симонов, художник по костюмам - Мария Данилова, художник по свету — Иван Виноградов, художник видеопроекции — Михаил Купрыгин.
Марина Брусникина: «Я понимала, что, если будут декорации, мы сразу скатимся в бытовой театр, что для меня невозможно в этом материале. Потому что есть замечательное кино, поразительное по своему видеоряду, своей гениальности... Это совершенно другое пространство: здесь можно взять ощущением космической пустоты и разрухи и вокруг, и в жизни. В этом смысле пустое пространство и машинерия создают нужную атмосферу».
Иван Волков, который в прошлом году вошёл в труппу МХТ, также является композитором спектакля – музыка точно и тонко отражает стилистику 40-ых, в некоторых сценах она звучит из репродуктора.
Многоголосье разных героев очень органично оживляет на сцене киносценарий, а какие-то его части проецируются на сцене в печатном виде, способствуя более полному погружению зрителей в происходящие события.
Метафоричным образом спектакля Марины Брусникиной является бесконечное небо, которое простирается над жителями Земли вопреки всем войнам и другим трагедиями. Сменяются эпохи, полыхают конфликты, но остаётся небо, которое выше всех земных событий и бед.
Такие спектакли, как «Двадцать дней без войны», не романтизируют войну, не пытаются прикрывать трагедию патриотичными лозунгами и призывами, а показывают, насколько война страшна не только физически, но и духовно, и насколько важно даже в самом адском пекле сохранять силу духа, веру в лучшее, милосердие, сострадание и другие незыблемые нравственные качества.
И даже когда до родных и близких далеко, а «до смерти четыре шага», надо верить в ЖИЗНЬ! Следующий показ спектакля «Двадцать дней без войны» состоится 22 июня, в День памяти и скорби.
Пронзительную премьеру посетила корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.