В истории мировой драматургии есть огромное количество сценариев, сюжетных линий. Одни давно канули в лету, другие – из века в век, из года в год продолжают свой творческий путь, поселяясь в сердцах всё новых и новых зрителей. Но есть во всём этом многообразии произведения, которые никогда не утратят актуальность и, как воздух, будут необходимы обществу - сколько бы лет ни минуло с момента их создания.
Совершенно точно к таким "учебникам" человеческой личности и "вечно живыми свидетелям истории" можно отнести пьесу прекрасного драматурга, лауреата Государственной премии СССР Алексея Арбузова - «Мой бедный Марат» или «Не бойся быть счастливым», написанную в далёком и близком 1965 году, пронзительно рассказывающую о трёх жизнях, тесно переплетённых непредсказуемой судьбой.
За 50 лет с момента создания произведения спектакли по этой пьесе ставили очень много раз, и каждый – был особенным, привносил что-то своё в эту удивительную историю, проецирующую на примере трёх судеб всю жизнь человеческого общества.
Одной из главных премьер текущего театрального сезона можно смело назвать новый спектакль «Современного Театра Антрепризы» - «Не бойся быть счастливым», поставленный режиссёром Родионом Овчинниковым по незыблемой временем пьесе Алексея Арбузова.
Премьера постановки состоялась в сентябре на фестивале «Амурская осень». В Москве первый показ спектакля прошёл 8 октября в стенах «ЦДКЖ». Следующий спектакль в столице – 15 ноября.
В главных ролях – популярные актёры Иван Стебунов, Иван Жидков и Ольга Кузьмина, любимые публикой по многочисленным ролям в кино и телесериалах.
События охватывают временной промежуток в долгие 17 лет – с 1942 по 1959 годы.
В блокадном Ленинграде в полуразрушенном доме в случайно встречаются трое: двое мужчин и женщина. Им кажется, что они стали дороги друг другу на всю жизнь. Но война заканчивается... Герои встречаются вновь, но вместе с прошлым приходит и нечто новое: выбор делает уже не война, а сам человек...
В спектакле «Не бойся быть счастливым» нет ни одного выстрела, разрыва снаряда или агитационного лозунга, но есть та память, которую никогда, ни при каких обстоятельствах не должно забывать человечество.
Эта боль навсегда пронзает душу от мельчайших капилляров до жизненно важных сосудов, резонируя в самое сердце.
Искренняя, романтичная, милосердная и мечтательная Лика (Кузьмина), сильный, смелый, немногословный, сдержанный, стесняющийся открыто выражать свои чувства, Марат (Стебунов) и возвышенный, лиричный, не боящийся показаться слабым и нелепым поэт – Леонидик (Жидков).
Два влюблённых мужчины и одна женщина, беззаветно любящая одного и искренне сострадающая другому. Совсем неклассический любовный треугольник. Души каждого изранены ужасом пережитой войны, невосполнимыми потерями близких, но вопреки всему наполненные свободой и желанием жить, способные любить, сострадать, ценить ближнего!
Мы не будем пересказывать сюжет, даже не разрушать интригу для тех, кто ещё не видел этот спектакль и не читал произведение. Этим людям можно от души позавидовать, ведь им ещё предстоит испытать ту невероятную гамму чувств, которые пробуждает в каждом человека эта история, особенно актуальная сейчас, когда пытаются исказить историю и нивелировать трагедию Великой Отечественной войны, которую пережили миллионы людей. Трагедию не только физическую, но и душевную.
Зрители буквально физически ощущают аромат заветной тушёнки, присланной в посылке с большой Земли, сладость маленького кусочка сахара, подаренного на День Рождения, и вкус пшена, выменянного Маратом на тёплую шапку. Все это с жадностью на сцене едят герои.
Следует особо отметить проникновенность и органичность игры актёров! В таком глубочайшем произведении очень легко сфальшивить, уйти в «театральность», ни один из трёх актёров не допускает этого. Каждый на сцене проживает судьбу своего персонажа, у публики складывается абсолютное ощущение, что перед ними действительно ожили герои тех лет.
Зрители, затаив дыхание, наблюдают за любовью, длиною в целую жизнь, сочувствуют героям и осуждают их, пытаются понять и оправдать их выбор.
А жизнь идёт, только ускоряя свой бег и не давая шанс изменить уже принятые решения.
Мурашки не покидают зрителей на протяжении всего спектакля – и в голодном, страшном 1942-м, и когда действие переносится в мирный - 1946 год, и в финале, когда публика вместе с Маратом, Ликой и Леонидиком «телепортируется» в предновогодний 1959-ый.
Сцена за сценой, диалог за диалогом, в сердцах зрителей теплится надежда на счастливую развязку, по крайней мере, для двоих, ведь рано или поздно один в этом отнюдь неравнобедренном треугольнике останется лишним.
Лаконичные декорации, нисколько не отвлекая на себя внимание, филигранно обрамляют происходящее на сцене. Убогий быт бедной комнатёнки, окно в котором чудом уцелело после бомбёжки. Окна, заклеенные крест на крест, периодически преображаются в грифельную доску, на которой Лика пишет даты.
В процессе развития событий эти окна ловко трансформируются – в стол для дружеского чаепития, в медицинскую кушетку (героиня Лики- «неосвобожденная» заведующая поликлиники), в мосты, которые яростно и отчаянно в Саратове строит Марат, и в мосты Ленинграда, то соединяющие, то вновь разводящие героев. А ещё в финале эти окна вдруг сложатся в уютную крышу дома, где, наконец, поселится гармония и счастье!
В начале репортажа было упомянуто, что спектакль может стать энциклопедией, но не назидательной, нет. Это учебник, который каждый должен прочитать сам и сделать свои выводы.
Когда сила, мужество и гордость являются слабостью, а растерянность и нерешительность фатально влияет не только на собственную жизнь, но и на судьбы окружающих. Целой жизни может не хватить, чтобы исправить совершённую ошибку.
Неслучайно название спектакля, как и второе название пьесы Арбузова - «Не бойся быть счастливым». Это относится абсолютно к каждому человеку. Ведь недосказанность и стеснительность, а может быть, наоборот, излишняя порядочность и принципиальность, может лишить нас самого главного!
Законы чести, морально-нравственные нормы, желание защитить беззащитного и слабого, безусловно, важны и нужны каждому человеку, но даже во имя них нельзя приносить в жертву обстоятельствам свои чувства и мечты! Никогда, «Не бойтесть быть счастливыми» и, конечно, цените, что над головой у нас мирное небо!