Образовательная программа IV Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского», который по инициативе Сергея Безрукова организуют Московский Губернский театр и Фонд поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова при поддержке Министерства культуры и туризма Московской области, по доброй традиции изобиловала насыщенным графиком многогранных мероприятий. Для 32 студентов театральных вузов из 6 городов России, Ярославля, Екатеринбурга, Казани, Саратова, Нижнего Новгорода и Волгограда, на протяжении всех дней фестиваля проводились практические лаборатории, профессиональные тренинги и мастер-классы.
Символично, что мероприятие прошло накануне Дня России и спустя несколько дней после празднования Дня Русского языка - «Пушкинского дня». Каждый день нашей жизни смело можно назвать Днём Русского языка - большое счастье, что мы имеем возможность говорить, писать и мыслить на самом поэтичном языке, насыщенным бессметным количеством словесно-изобразительных средств и безграничной палитрой эмоций.
Цитируя Ивана Сергеевича Тургенева: «Великий и могучий, правдивый и свободный Русский язык», - не только средство выражения и формулировки мыслей, но и незыблемый фундамент нашей жизни. А мы – наследники и продолжатели этого уникального языка, и наш долг – сохранять и оберегать его прекрасные истоки и традиции!
Этот уникальный человек не просто восхищает миллионы людей - он вдохновляет и мотивирует своим примером и многогранностью, расширяет горизонты человеческих возможностей! Сергей Безруков - личность, у которой болит душа о судьбе русского театра: он делает всё, чтобы незыблемые традиции Русского психологического театра сохранялись и приумножались.
«Про художественное слово можно рассказывать, но лучше пробовать. Я буду просить вас выходить на сцену и читать то, что Вам самим интересно. Вы уже артисты - 3-4 курс. Выходите и читайте то, что близко лично вам. Мы будем слушать, по ходу я буду давать свои комментарии. Это называется практика. Мой главный учитель и мастер - мой отец, Виталий Сергеевич Безруков, я начал читать с 8 лет. Великие мастера и артисты не так давно ушедшие от нас, но наши современники, Сергей Юрский, Николай Губенко, Иннокентий Смоктуновский, Василий Лановой, помимо того, что были блестящими артистами, являлись большими мастерами художественного слова - они великолепно читали стихи и прозу, и это тоже было частью их большой программы. Каждый специализировался на различных авторах. Я неслучайно вам говорю - выбирайте читать то, что вам ближе. Не пытайтесь меня удивить мастерством, выбирайте то, что хотелось бы прочесть, что совпадает с вашим ощущением и чувствами на данный момент, мне нужны ваши эмоции, а не ваше мастерство. Самое главное - читать от сердца. Стихи можно читать как прозу, можно, педалируя на ритм, что чаще всего делают поэты. Все поэты читают, интонируя и попадая в рифму, потому что им важно подчеркнуть, что это стихи, а не проза. Есенин читал очень актёрски, но всё равно был определённый ритм. Для актёрского исполнения, особенно если мы играем пьесу в стихах, очень важно говорить стихами как прозой, но не уничтожая рифму. В спектакле «Сирано де Бержерак», например, через 5 минут сценического действия зрители забывают, что мы говорим стихами - это реальные чувства, эмоции, говорящие на поэтическом языке. Живые люди, живые персонажи - любовь, страсть, ярость, благородство: весь спектр чувств и эмоций, который выражен стихами».
На «Фабрику Станиславского» приехали не абитуриенты, которые ещё мало понимают в профессии, все ребята - студенты 3-4 курсов актёрских ВУЗов своих городов, у них за плечами определённая профессиональная школа и багаж знаний и умений. Кому выпадет честь от ВУЗа ехать на «Фабрику Станиславского», решает ректорат учебных заведений - не сомневаемся, что каждый ВУЗ отправляет на фестиваль лучших из лучших.
Также очень важна интеграция разных учебных заведений и образовательных подходов - встречаясь и общаясь друг с другом, представители разных городов знакомятся и обмениваются разными подходами, знаниями и навыками, в том числе и друг с другом.
Сергей Витальевич очень внимательно, чутко и точно давал каждому из ребят продуктивные и полезные советы. С юмором и иронией обращал внимание на конкретные детали, делал определённые акценты максимально деликатно, без какого-либо давления, что особенно важно для хрупких душевных организаций творческих людей.
Евдокимова Эвелина из города Казань представила стихотворение Вероники Тушновой «Мне говорят: нету такой любви…» Сергей Витальевич высоко оценил прочтение девушки, но обратил внимание на излишнюю жестикуляцию.
Положение рук при чтении и органика жестов стали общей проблемой, с которой в большей или меньшей степени сталкивались все студенты.
«Жесты - абитуриентско-студенческая проблема, их бывает не в меру много. Жесты имеют большую силу: когда дозированно и чётко, тогда они усиливают слово, а когда их слишком много, то ненужная жестикуляция отвлекает внимание. Женские руки на сцене должны быть красивыми, они не должны быть корявыми, нужно обращать внимание, как они расположены. Жесты делают историю живой, но они не должны быть самоцелью. Они должны быть органичны».
Анастасия Максимушкина из Саратова выбрала для прочтения «Рембо в Париже» Давида Самойлова.
На глазах у всех присутствующих, словно художник, Сергей Витальевич помог девушке изменить контрастность палитры эмоций, обратив самое пристальное внимание на образность мышления и погружение в предлагаемые обстоятельства.
«Самое главное - всегда ищите смысл. В любом стихотворении, фрагменте прозы всегда важен смысл - что вы хотите этим сказать? Поэт порой шифрует свою идею - важно понять: о чём и про что это произведение? Красками вы разукрашиваете произведение - ведёте к мысли, к идее. Не нужно всё показывать - вся информация есть в Слове - не воруйте у зрителей воображение: дайте им возможность фантазировать, представлять и ощущать. Не нужно «брежневщины» в бровях, жестикуляции в руках - важно магнетически увлечь зрителя в свою историю и погрузить в атмосферу. Есть слово, есть голос, есть душа и глаза. Любое чтение должно быть «вкусным» - я передал вам эмоции и пригласил вас их почувствовать. Артист существует на сцене для того, чтобы вызвать у зрителей эмоции, а не просто самому их почувствовать. Проблема порой заключается в том, что артист слишком концентрируется на себе и не думает о зрителе - он считает, что если он чувствует, то и зрителю автоматически передадутся его эмоции. Важен диалог со зрителями - им нужно дать возможность самим это прожить».
Маленькие нюансы и точные рекомендации Мастера приводили к большим изменениям в интонациях, настроении, характере и, в целом, восприятии произведения, благодаря чему все другие участники мастер-класса чувствовали энергию и эмоции - представляли себе ощущение восхода, загадочность и свежесть аромата утренней росы, нежность детских щёчек, живописность русской тропинки, неиссякаемую энергию юности...
Сергей Витальевич подчеркнул, что для актёра очень важен слух. Не в том контексте, что все актёры обязательно должны хорошо петь, а в том, что они должны чётко улавливать правильные интонации и уметь передавать их:
Блестящий актёр приводил примеры разного подхода к стилистике и трактовке и сам мгновенно перевоплощался - одно и тоже произведение можно прочитать, например, классически, а можно современно, в стиле рэп - вариаций бесчисленное множество.
Оригинально и небанально помог разобрать парадокс ситуации в «Поэзах странностей жизни» Игоря Северянина, тоньше и трепетнее почувствовать романтизм стихотворения Риммы Казаковой «Мы молоды» , похвалил за пронзительное исполнение стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»…
Студенту, читавшему отрывок из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», Сергей Витальевич посоветовал подключать меньше сказочного гротеска Ершова, а девушке, лихо и задорно воплотившей «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», порекомендовал не изображать поэта, играя бровями и интонациями, и читать его строки от своей личности. Среди студентов из Екатеринбурга была девушка, которая по национальности словенка - актёр порекомендовал ей как использовать акцент с особым шармом, подчёркивая свою индивидуальность.
Один из студентов выбрал для прочтения стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Клеветникам России», написанное в 1831 году, но невероятно созвучное с сегодняшним временем. Сергей Витальевич, сам великолепно читающий это произведение, подчеркнул, что стихи на злобу дня важно читать, имея чёткую гражданскую позицию. Например, это произведение великого классика логичнее читать с позиции силы - мы не можем знать, предполагал ли Александр Сергеевич Пушкин, что его строки будут настолько актуальны спустя почти 200 лет, но мы точно знаем, что история циклична - многое повторяется.
Прозвучал фрагмент из повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», «Ошибка» Марины Цветаевой, «Он поклялся в строгом храме» Николая Гумилёва, «Я вас любил» Иосифа Бродского, «Дьяволёнок» Зинаиды Гиппиус, «Молва» Вероникой Долиной, «Твой свет доходит до меня» Юнны Мориц, «Я не унижусь пред тобой» Михаила Лермонтова и другие произведения.
Он предлагал ребятам избавляться от эффекта заученности, разрывать шаблоны и экспериментировать с его Величеством Словом: читать стихи как прозу и прозу как стихи - главное не ритм и рифма, а смысл, эмоции, которые заложены в строках и которые транспонирует артист, становясь на время тем человеком, которого он воплощает.
«Чтение стихов или прозы - это маленький спектакль, в котором есть смысл. Попробуйте контрастно представить. На сцене очень важно играть мыслями, искать и находить. Подключайте своё - находите каждую строчку, чтобы рождалось здесь и сейчас.
Жизнь - нарушение всех правил. Почему следующее поколение делает те же ошибки, что их отцы и бабушки? Потому что мы наступает на те же грабли, что и наши предки. Поэтому вечно актуальной остаётся классика. Всё то, что прожили наши предки, те же эмоции проживаем мы сейчас. В этом величие классики - Слава Богу, что это есть.
Поэтому я и прошу читать вас то, что цепляет - что лично вам близко. Попробуйте сделать это так, как будто это Ваша мысль. В этом актёрская задача - любой текст надо присвоить, сделать так, будто это говорит не персонаж, а Вы. В этом и есть Русский психологический театр: мысли моего персонажа я сделаю своими - я страдаю, я люблю.
Да, конечно, я нафантазировал, но я представил себя в этой ситуации, из себя выстроил этого персонажа. Вырастить в себе этого человека - героя, которого ты играешь. Это непохоже на меня в жизни, но на сцене, в кино, актёр должен становиться тем, кого он воплощает. Присваивайте себе текст и эмоции героя, делайте их своими. Эмоции и чувства должны быть настоящими. Ваша задача - не сыграть, а прожить!»
Образовательная программа была проведена на самом высочайшем уровне и аккумулировала разные направления и профессиональные жанры. В рамках Фестиваля с ребятами поделились своими знаниями и навыками 16 педагогов - организаторы пригласили на фестиваль тех педагогов, по чьим учебникам студенты учатся в разных регионах.
Творческим экзаменом образовательной программы «Фабрики Станиславского» стал импровизационный батл, который традиционно проходит на закрытии фестиваля. Каждый из ребят задорно и зажигательно продемонстрировал разные профессиональные грани.
Об этом читайте в репортаже о закрытии Фестиваля: «Приветлива со всеми, во всех сердцах жива, любимая, родная, "Фабрика Станиславского!"»: IV Фестиваль губернских театров торжественно наградил лауреатов - https://worldpodium.ru/news/privetliva-so-vsemi-vo-vseh-serdcah-zhiva-lyubimaya-rodnaya-fabrika-stanislavskogo-iv-festival
Для студентов из разных городов, участвующих в Фестивале, многогранная образовательная программа «Фабрики Станиславского» - уникальная возможность и колоссальный профессиональный опыт, который станет фундаментом их мастерства.
И, конечно, Фестиваль - это незабываемый калейдоскоп эмоций и впечатлений, который окрыляет, вдохновляет и мотивирует! Желаем удачи всем студентам, надеемся и верим, что каждый из них найдёт себя в профессии, благодарим всех педагогов и организаторов за внимание к молодёжи - в этом и есть незыблемость поколений и нерушимость связей!
Магической силой "Художественного слова" вдохновлялась корреспондент Бурулева Юлия
Фотограф - Галина Фесенко/пресс-служба МГТ и фестиваля «Фабрика Станиславского»
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.