В истории мировой драматургии есть огромное количество сценариев, сюжетных линий. Одни давно канули в лету, другие – из века в век, из года в год продолжают свой творческий путь, поселяясь в сердцах всё новых и новых зрителей. Но есть во всём этом многообразии произведения, которые никогда не утратят актуальность и, как воздух, будут необходимы обществу - сколько бы лет ни минуло с момента их создания.
Совершенно точно к таким "учебникам" человеческой личности и "вечно живыми свидетелям истории" можно отнести пьесу прекрасного драматурга, лауреата Государственной премии СССР Алексея Арбузова - «Мой бедный Марат», написанную в далёком и близком 1965 году, пронзительно рассказывающую о трёх жизнях, тесно переплетённых непредсказуемой судьбой.
За 50 лет с момента создания произведения спектакли по этой пьесе ставили очень много раз, и каждый – был особенным, привносил что-то своё в эту удивительную историю, проецирующую на примере трёх судеб всю жизнь человеческого общества.
Ещё одной интерпретаций легендарного произведения стал спектакль Дмитрия Бикбаева «Ленинград 42/59», премьера которого прошла 26 июля на сцене Культурного Центра им. И.М. Астахова. В главных ролях: Лика — Анастасия Байкаева; Марат — Олег Санько; Леонидик — Владислав Горбов.
Действие охватывает временной промежуток в долгие 17 лет – с 1942 по 1959 годы.
«Для меня было важно, чтобы весь тот гигантский творческий потенциал, который нам удалось открыть с момента запуска Арт-платформы, был конвертирован во что-то действительно стоящее. Именно поэтому я решил создать спектакль о, пожалуй, наиболее трагичных страницах в истории нашей страны в ХХ веке, о блокаде Ленинграда», - рассказывает Дмитрий Бибаев, режиссер и автор проекта, художественный руководитель Театра-студии «15» и Культурного Центра им. И.М.Астахова.
События начинаются в голодном, страшном 1942-м, далее действие плавно переносится в мирный - 1946 год, и в финале, зрители вместе с Маратом, Ликой и Леонидиком «телепортируется» в 1959-ый.
Специально для спектакля молодыми композиторами симфонического оркестра Арт-платформы Культурного Центра им. И.М. Астахова, на протяжении всего действа звучит вживую в исполнении авторов.
Вместе с тремя главными героями рефреном на сцене появляются дети, символизирующие детские иллюзии и мечты, сомнения и страхи, снова и снова напоминающие зрителям, что в каждом из нас сколько бы нам ни было лет живёт ребёнок.
Как правило, потрясающую пьесу Арбузова инсценируют в камерной атмосфере, уделяя пристальное внимание деталям.
Бикбаев поставил в спектакль в довольно широких формах – громкие взрывы снарядов, яркий свет, нестандартная музыка, стихи.
Возможно, далеко не все поклонники этой пьесы примут такое прочтение, но оно, разумеется, имеет место быть. И чем чаще на сцене задаются те вопросы, которые раскрывал Арбузов, тем лучше – ведь нельзя забывать о тех страшных временах и невозможно до конца разгадать загадку, под названием Человек!
Сила и слабость, жалость и любовь, смятение и растерянность…
Когда мужество и гордость являются слабостью, а нерешительность и недосказанность влияет не только на собственную жизнь, но и на судьбы окружающих. Целой жизни может не хватить, чтобы исправить совершённую ошибку.
Спектакль говорит со зрителями о способности принимать решения и нести за них ответственность, о необходимости делать выбор.
В следующий раз «Ленинград 42/59» можно увидеть 27 сентября на сцене Культурного Центра им. И.М. Астахова.