«Сегодня родился уникальный спектакль, который сделал меня счастливым человеком: этой постановкой театр «Ленком Марка Захарова» открыл новую страницу своей деятельности. Антон Яковлев второй раз работает в нашем театре - его спектакли являются украшением репертуара. «Гамлет», мне кажется, апогей его творчества, одна из самых лучших работ талантливого режиссёра. Я перефразировал Константина Сергеевича Станиславского: «Театр начинается не с вешалки, а с режиссёра». «Гамлета» играет вся Россия, интерпретируют его очень по-разному (даже играют «Гамлета» без Гамлета). Антон Юрьевич выдержал все каноны, это всё точно по Шекспиру. Я чрезвычайно признателен ему за эту работу. Счастье, что у нас есть такой режиссёр!» - так директор театра «Ленком Марка Захарова», Заслуженный деятель искусств России Марк Борисович Варшавер охарактеризовал премьеру спектакля «Гамлет», которая с аншлагами прошла 15 и 16 октября.
Нет никаких сомнения, что «Гамлет» в постановке режиссёра Антона Яковлева войдёт в историю как один из эпохальных спектаклей легендарного театра: это во всех смыслах «Ленкомовская» постановка, в которой гармонично синхронизируются лучшие классические традиции и смелые новаторские идеи, синергия драматургии и музыки, квинтэссенция эмоций и смыслов.
Ранее Антон Юрьевич уже выпустил в театре «Последний поезд». Жанр премьерного спектакля режиссер определил как «фантастический реализм»: актёры филигранно и виртуозно балансируют между поэзией и прозой Шекспира, и это усиливает динамичный ритм спектакля.
Режиссер Антон Яковлев: «Работа над текстом была достаточно долгая. Изначально мое желание было делать это в прозе, а не в стихотворной форме. Всё началось с подстрочника, дальше три-четыре перевода плюс стилизация. Это авторская версия пьесы, в определенной степени компиляция. И воспринимать ее надо, как некую сценическую редакцию по мотивам пьесы Шекспира. Что происходит, когда даже в ищущем, казалось бы, Бога и справедливости человеке поселяется желание жечь, которое часто бывает и во мне, и во многих моих близких людях. Вообще во всех нас. Поэтому мне кажется, что это очень актуальная история. Потому что "Гамлет" здесь как метафора сегодняшнего человека».
В программке спектакля в качестве эпиграфа приведена цитата Оскара Уайльда: «Каждый из нас носит в себе и ад, и небо…» Потрет Гамлета в программке разделён мечом, который с рукояткой напоминает крест, символизируя двойственность природы человеческой личности, вечную борьбу добра и зла, света и тьмы.
Создатели и участники спектакля предлагают острый современный, парадоксальный взгляд на вопрос – что такое война внутри человека? Возможно ли сочетать в себе поиски Бога и стремление разрушать? И можно ли человечеству сохранить себя в условиях тотальной войны, ненависти и предательства, или оно уже вынесло себе приговор?
География условна, как и эпоха – Антон Яковлев концентрирует внимание на природе людей, а не на исторических фактах, традициях народов и государств. Гениальное произведение Шекспира, как и премьерный спектакль, вне времени и геолокации – эта история актуальна для всех и каждого.
Даже занавес стилизован под сценическое действие. Художник-постановщик Алексей Кондратьев и художник по костюмам Тамара Эшба создали очень эклектичные декорации и костюмы. Основа сценографии – множество линз: эту метафору можно трактовать как «увеличительное стекло» или призму, транспонирующую человеческие сомнения, страдания, соблазны, пороки.
Концептуально спектакль выстроен в чёрно-бело-красных тонах. При это чёрные и белые цвета превалируют, а красный является «говорящим» акцентом: Гамлет, словно заборы, выстраивает частокол мечей и плетёт багровую паутину из мести, в которой легко запутаться самому, алая кровь на руках Гертруды после нелепой гибели Полония усиливает накал эмоций, а в кульминационные моменты зал пронзают ярко-красные софиты. Художник по свету Евгений Виноградов виртуозно меняет оттенки тёплых и холодных тонов: светлый луч надежды на справедливость мгновенно сменяется беспросветностью фатальной жестокости.
Композитор Андрей Зубец написал музыку, тонко отражающую настроение происходящего на сцене. Стильная, страстная и элегантная хореография Александры Рудик подчёркивает образность и символизм - каждое движение героев несёт в себе определённый смысловой подтекст.
В образе Гамлета – талантливый и многогранный Антон Шагин, Лауреат премий Президента России и Правительства России. В трактовке актёра герой соткан из контрастов, противоречий и парадоксов. Гамлет Шагина – не рефлексирующий благородный интеллигент, а отчаянный бунтарь, который рьяно жаждет возмездия и понимает, что «месть это блюдо, которое подают холодным». В нём ведут отчаянную борьбу идеалы добра и гуманизма и желание покарать виновного в смерти отца.
Антон Шагин: "Как можно верить в Бога и совершать зло, совершать убийство. Как это сочетание может соединяться в одном человеке, который и за справедливость, и за правду, и одновременно совершает страшные поступки".
В образе коварного хитрого интригана Клавдия предстаёт заслуженный артист России Максим Аверин. Для Максима Викторовича это первая премьера в статусе актёра труппы театра «Ленком Марка Захарова», но не дебютный выход на легендарную сцену: на протяжении двух лет Аверин с успехом играет в спектаклях «Бег» и «Поминальная молитва». Ранее любимец театралов и телезрителей уже сотрудничал с Антоном Яковлевым – на сцене Театра сатиры идёт «Лес», поставленный Антоном Юрьевичем, в котором Максим Викторович предстаёт в образе Несчастливцева, в контексте сюжета его герой играет Гамлета. В новом спектакле Яковлева актер предстает в роли антагониста. Кроме Клавдия, Максим Аверин также воплощает «Тень отца Гамлета».
Максим Аверин: «Для меня это новый опыт, я еще такого не играл. Но все то, что новое, всегда любопытно и интересно. Наконец, открываются новые клапаны моей души. Я не очень верю в систему "плохой- хороший человек". Как играть плохого? Плохой, плохой! Хороший, хороший! Мне кажется, что любой человек соткан из разных недостатков и достоинств. И главное другой вопрос – как он с этим справляется? Мы все в эту жизнь приходим милыми ангелочками».
В другом составе в роли Клавдия и "Тени отца Гамлета" блистает Народный артист России Виктор Раков – без сомнения, каждый актёр наделяет своего героя уникальной индивидуальностью и характером.
Народная артистка России Анна Якунина в образе Гертруды воплощает безграничную гамму чувств, ей ненавистна вражда между сыном и его злейшим врагом, который по року судьбы стал её мужем и которого она безумно любит. В репертуаре актрисы на данный момент есть ещё одна роль Королевы - в спектакле «Лев зимой» Анна предстаёт в образе Элеоноры Аквитанской, которая жаждет мести и отчаянно защищает своих детей. Её Гертруда в «Гамлете» совсем не так привязана к своему сыну, но даже несмотря на свою болезненную зависимость от Клавдия, она любит и жалеет Гамлета. Анна невероятно пронзительная и убедительна в своей роли - актриса в мельчайших деталях передаёт полярную палитру эмоций и проживает на сцене весь спектр драмы своей героини.
Гротесково-гиперболизирован образ Полония – Народный артист России Иван Агапов изящно и иронично воплощает своего героя яркими и выразительными эмоциональными и словесными красками. Он невероятно органично декламирует как поэтические, так и прозаические тексты и виртуозно меняет образы. В другом составе в роли Полония – Народный артист России Владимир Юматов.
Очень интересен и неожидан образ Офелии. В трактовке Антона Яковлева это порывистая, дерзкая, наивная и непосредственная девчонка, которая не хочет и не может мириться с жестокостью реального мира и живёт в царстве фантазий и иллюзий. Заслуженная артистка России Алла Юганова, которую многие зрители ассоциируют с лирической героиней, в этом спектакле выходит за рамки привычного амплуа. Если в первом действии Офелия пронизана неиссякаемой энергией юности и свободы, задором и куражом, то во втором она отрешена и опустошена – искренний блеск глаз юной влюблённой героини потух навсегда.
И Гамлет в финале проходит мощную трансформацию – кажется, что он осознаёт безвозвратность происходящего. Но это не мешает ему цинично и хладнокровно отправить на верную гибель Гильденстерна (Александр Горелов) и Розенкранца (Алексей Скуратов), которых некогда он считал своими друзьями.
В диалоге Гамлета с Лаэртом (Игорь Коняхин), предваряющим смертельную дуэль, есть намёк на раскаяние и покаяние, но смертельный механизм мести не имеет обратной силы.
Свой финальный монолог, обращённый к Горацио (Дмитрий Малышев), Антон Шагин произносит с такой пронзительной болью, что вольно или невольно на глаза наворачиваются слёзы.
Упомянутая выше паутина, с помощью которой главный герой на протяжении всего действия филигранно выстраивает красные линии и барьеры, в сцене дуэли Гамлета и Лаэрта похожа на ринг, но в этом поединке никто не одержит победу: будут лишь жертвы, много бессмысленных и беспощадных жертв.
Отдельно отметим актёров ансамбля, Евгения Сочкина, Сергея Ююкина и Никиту Овсянникова, воплощающих в спектакле сразу несколько ролей и придающих особый градус и энергию.
Спектакль Антона Яковлева очень остро, мощно и сильно обнажает проблемы, актуальные во все времена, а в эпоху перемен – особенно. В моменты, когда каждый из нас проходит проверку на человечность, особенно важно задумываться о глобальном, уметь контролировать ярость и управлять агрессией внутри себя.
Можно ли простить врага? Как сохранить гуманность и трезвость ума и не поддаваться ненависти и жестокости? Как в «грохоте и ритме» безумного и беспощадного времени сохранить в себе Человека? Эти вопросы ставит потрясающий Ленкомовский «Гамлет», а ответы на них каждый из зрителей должен сформулировать сам.
Антон Яковлев: «Сегодня, когда мир сошел с ума, я хотел сказать о человеке. Мы сейчас живем с войной внутри. Степень агрессии очень велика. У человека всегда есть выбор, но делаем мы его, не учась на ошибках предшественников. Мы всё время идем по кругу. Как круги ада, которые мы повторяем снова и снова. Как говорил Магеллан, путешествовать — необходимо, выжить — не обязательною. И тут то же самое. Даже если нет уверенности в том, что мир изменить реально, всё равно менять его надо».
Пронзительная постановка, прекрасная и психологически, и энергетически, и эстетически, дарит безграничную палитру эмоций и ассоциаций. Такие спектакли, как «Гамлет» на сцене театра «Ленком Марка Захарова», безусловно, можно назвать кругосветным путешествием в глубины собственного подсознания. Поздравляем всех причастных с премьерой и безапелляционно констатируем, что в репертуаре легендарного Храма Мельпомены появилась ещё одна уникальная жемчужина, которую можно назвать выдающимся Произведением искусства.
Ближайшие спектакли – 29 октября, 5, 6, 29 ноября, 17, 18, 27 декабря.
"Метафору сегодняшнего человека" постигали:
Корреспондент Бурулева Юлия
Фотограф Абдуллаева Ирина
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.