Пылкое «Горячее сердце» в Малом театре - масштабный спектакль, приуроченный к 200-летию Александра Николаевича Островского

Новости

Пылкое «Горячее сердце» в Малом театре - масштабный спектакль, приуроченный к 200-летию Александра Николаевича Островского

Пылкое «Горячее сердце» в Малом театре - масштабный спектакль, приуроченный к 200-летию Александра Николаевича Островского

12 апреля исполнилось 200 лет со Дня рождения великого драматурга Александра Николаевича Островского, чьё творчество является одним из фундаментов русского театра и не теряет актуальность в динамике современного мира. Меняются эпохи, государственные устройства, трансформируются нравы и обычаи, но главные человеческие качества, достоинства и недостатки, соблазны и пороки с течением летописи времён остаются неизменны.

Почти все отечественные театры в юбилейный год великого классика приготовили для зрителей сюрпризы по пьесам Островского, по традиции особенно внимательно к 200-летию гениального драматурга отнеслись в Малом театре, который называют «Домом Островского».

Вчера в Москве с размахом завершился XIII Международный театральный фестиваль «Островский в Доме Островского», который с размахом прошёл с 11 по 16 апреля в Малом театре. Театры из разных городов России и ближнего зарубежья представили свои спектакли по пьесам Александра Николаевича Островского на всех сценах Малого театра в Москве и Когалыме. География участников обширная – от Минска и Санкт-Петербурга до Сургута и Барнаула. Подробнее о программе фестиваля, который в год 200-летия Александра Островского проводился в 30-ый раз, можно почитать в нашем обзоре: https://worldpodium.ru/news/chto-posmotret-na-xiii-mezhdunarodnom-teatralnom-festivale-ostrovskiy-v-dome-ostrovskogo.

Также к юбилею классика в Малом театре выпустили путеводитель по пьесам Александра Николаевича, впервые проводят режиссерскую лабораторию «Постигая Островского». Совсем скоро Киностудия Малого театра приступит к работе над полноценным фильмом по пьесам Островского. 25 апреля на Исторической сцене Малого театра состоится юбилейный гала-концерт в честь Александра Николаевича Островского.

В честь знаковой и значимой даты сегодня мы хотим рассказать о потрясающем спектакле «Горячее сердце», приуроченном к 200-летию классика. Премьера постановки режиссёра Владимира Бейлиса состоялась 3 декабря в Малом театре (сцена на Большой Ордынке).

«Горячее сердце» - комедия в пяти действиях, работу над которой драматург завершил в декабре 1868 года. Первая постановка пьесы состоялась 15 января 1869 года в московском Малом театре.

При жизни писателя пьеса не была оценена по достоинству, а в адрес её создателя даже звучали упрёки в карикатурном изображении действительности. Эти формулировки не имеют ничего общего с произведением, а являются скорее защитной реакцией: «Горячее сердце» настолько правдиво, остро, ёмко, хлёстко, тонко и точно характеризует человеческие страсти, соблазны, сомнения и стремления, что порой становится не смешно, а даже страшно  - насколько человек слаб и уязвим. Неслучайно, чтобы ловко уйти от цензуры, Александр Николаевич сделал к произведению ремарку, что действие происходит 30 лет назад.

Классика вечна! Премьерный спектакль в Малом театре поставлен и воплощён в лучших  традициях русского психологического театра.

Режиссёр-постановщик спектакля «Горячее сердце» - народный артист России Владимир Бейлис: «Пьеса, которая шла в последний раз на сцене театра тридцать лет назад, сегодня оказалась особенно актуальна и остра. Кроме того, она идеально подходит сегодняшней труппе Малого – в ней есть потрясающие роли как для старшего поколения, для мастеров, так и для молодых артистов. А зритель в этом спектакле найдет всё: любовь, юмор, хулиганство. Создать спектакль-праздник к юбилею главного драматурга театра – Александра Николаевича Островского – было для нас самым важным».

В процессе захватывающего увлекательного действия перед зрителями во всём своём великолепии предстаёт гротесково-гиперболизированный мещанский быт уездного городка, в котором действуют свои правила и властвуют местные «царьки» - городничий, купцы и помещики, которым всё дозволено.

Художник по костюмам Любовь Скорнецкая создала для спектакля яркий карнавал выдержанных в стилистике эпохи действия костюмов, которые смотрятся невероятно элегантно и эффектно.

Сценография народного художника России, лауреата Государственной премии России Марии Рыбасовой масштабна и атмосферна.

На сцене живописно расположился классический дворик XIX века, с высоким забором, густым зелёным деревом, озаряемым то солнечным светом, то заревом заката, то сиянием луны. При смене мизансцен зрители оказываются на центральной площади провинциального городка, где под углом возвышается пожарная каланча (или водонапорная башня). В мгновении ока публика вместе с героями телепортируется в сияющую роскошью «резиденцию» богатого подрядчика Хлынова, который пресыщен всеми искушениями жизни...

События «Горячего сердца» происходят в 19 веке, диалоги выстроены по тексту классика без фривольных вариаций, снова и снова демонстрируя, что герои Островского - вне времени: эти персонажи понятны и близки нам, жителям динамичного двадцать первого века, и нет никаких сомнений, что они будут актуальны сквозь столетия.

Великолепная постановка Владимира Бейлиса заставляет задуматься о смысле жизни, истинных ценностях и незыблемых субстанциях.

В спектакле задействован блистательный актёрский ансамбль: каждый герой, как главный, так и второстепенный, отражает характер, мотивацию и сущность своего персонажа.

Безграничная власть и абсолютное самодурство местного «хозяина жизни» - подрядчика Хлынова, которого многогранно воплощает народный артист России Виктор Низовой, продемонстрирована палитрой разнообразных красок. Подрядчик безрассудно упивается собственным могуществом, но страдает от пресыщенности: его постепенно начинает одолевать скука, поэтому герой готов на всё, чтобы развлечься. Только искушённую соблазнами душу Хлынова с каждым разом всё сложнее порадовать и удивить, а кураж от игры судьбами других доставляет лишь мимолётный интерес, и тот вскоре «приедается».

Колоритен и невероятно обаятелен Городничий Градобоев (народный артист России, лауреат премии Правительства России Александр Клюквин) – апогей коррупции и взяточничества: «Как же мне вас судить теперь? Ежели судить вас по законам, так законов у нас много... И законы все строгие. Так вот, друзья любезные, как хотите: судить ли мне вас по законам, или по душе, как мне бог на сердце положит?..»

Узнаваем богатый именитый купец Курослепов (Михаил Фоменко), страдающий расстройством сна, депрессией и маниакальной подозрительностью ко всем, кроме своей молодой супруги. Курослепов полностью оправдывает свою фамилию, которой наделил его проницательный драматург: помещик не видит дальше своего собственного носа. Бескомпромиссный тиран в отношении к единственной дочери и безвольный кретин, легко управляемая марионетка в руках интриганки-жены.

Лживая молодая  жена Курослепова Матрёна (Ольга Жевакина) буквально «верёвки вьёт» из недалёкого мужа и открыто пылает страстью к красавцу- приказчику по дому Наркису (Александр Волков). Бывший кучер, которого хозяйка повысила до приказчика, бесцеремонен, нагл и расчётлив: он уверен в своей власти над Матрёной и использует её любовь в своих корыстных интересах.

В этом персонаже в фееричном воплощении Александра Волкова  столько лихого задора, куража и тонкой иронии, что ему невольно начинаешь симпатизировать. Наркис изящно и иронично предупреждает дам, падких на харизматичных альфонсов, чтобы держали руку на пульсе и контролировали свои эмоциональные и физические порывы.

В творчестве Островского рефреном прослеживается  тема «тёмного царства» и «Лучей света», которые пытаются пробиться сквозь глубины меркантильности, пошлости общества, утопающего в собственных пороках.

«Лучом света» и тем самым «Горячим сердцем» является дочка Курослепова Параша (Екатерина Казакова). Сильная, смелая, свято верящая в свои идеалы девушка отнюдь не робкая кроткая леди: ради любимого она готова и от наследства отказаться, и идти туда, куда глаза глядят, только вот тому ли она готова вручить своё пылкое сердце?

Её избранник, сын недавно разорившегося купца Вася Шустрый (Максим Хрусталёв), совсем не так самоотвержен, отважен и бескорыстен, как Параша (Павлина). Этот кавалер едва ли готов на поступки ради любви или во благо Отечества. Он ищет более лёгкие и сытные пути, поэтому, не терзаясь угрызениями совести, выбирает судьбу шута-скомороха в свите Хлынова.

Совсем другого «поля ягода» - приказчик Курослепова по лавке Гаврило (Сергей Потапов). Беззаветно и безответно влюблённый в Парашу юноша готов не только пойти за ней на край света, но и, ни мгновения ни раздумывая, отдать за неё жизнь.

Вполне логично, что фортуна улыбнётся этому порывистому романтичному герою: именно его и предпочтёт Параша, не простив  Василию предательства, безвольности и жажды лёгкой жизни. Добрую, искреннюю девушку ждёт множество испытаний и разочарований, но ей хватит мудрости и силы воли, чтобы не пойти на поводу своих соблазнов и эмоций.

Неиссякаемая энергия молодости Параши и Гаврило– эталон того самого «Горячего сердце», которым восторгается Островский! А нелепые забавы Хлынова, выходки Городничего и аморфность Курослепова – смешная и тонкая аллегория на «хозяев жизни», упивающимся  финансовым всемогуществом, вседозволенностью и свободой от каких-либо законов и моральных норм.

У человека по своей природе «Горячее сердце», но испокон веков одни люди направляют его пыл в созидательное русло, а другие, словно вулкан, испепеляют и уничтожают всё вокруг.

Спектакль Владимира Бейлиса - добрый искромётный карнавал, который дарит безграничную гамму эмоций и даёт уникальную возможность сквозь призму сатирического гротеска взглянуть на весь наш мир. Каждый герой прекрасно коррелируется не только с персонажам Островского, которые жили в губерниях и столицах полтора века назад, но и с реальной действительностью настоящего – с современными  мажорами» и олигархами, чиновниками и предпринимателями, владельцами заводов, газет, пароходов и, конечно, с возвышенными и благородными влюблёнными!

Сказать, что публика в зале принимает «Горячее сердце» тепло, не сказать ничего: зрители очень живо реагируют на происходящее действие, происходит невероятный взаимообмен энергией между артистами и зрительным залом.

В некоторых сценах кажется, что публика даже дышит в унисон с героями: узнаёт в персонажах себя и своё окружение, транспонирует события на ситуации, которые имеют место быть в  реальной жизни.

Как и века назад, в людях ещё теплится надежда, что вечные ценности человеческой личности способны победить пороки. Например, Курослепов, к финалу спектакля поймёт, что никогда не поздно изменить свою жизнь, стать честнее, добрее и милосерднее.

«Горячее сердце» Малого театра способно растопить льдинки самых циничных сердец! Но очень важно, чтобы человек сам захотел оттаять. Ближайшие показы изумительного спектакля «Горячее сердце» в Малом театре - 3 мая и 1 июня, сцена на Большой Ордынке.

 

Пылким "Горячим сердцем" вдохновлялась  корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Малого Театра/ Евгений Люлюкин

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь