Вдохновенная «оттепель» в спектакле Московского Губернского театра "Поэтическое кафе «Луч»": «Разве человек может навсегда так уйти, как облако тает?»

Новости

Вдохновенная «оттепель» в спектакле Московского Губернского театра "Поэтическое кафе «Луч»": «Разве человек может навсегда так уйти, как облако тает?»

Вдохновенная «оттепель» в спектакле Московского Губернского театра "Поэтическое кафе «Луч»": «Разве человек может навсегда так уйти, как облако тает?»

В феврале 2020 года мы подробно рассказывали о Поэтическом кабаре «Серебряное зеркало», в котором искусно синхронизированы произведения известных и неизвестных поэтесс начала 20 века, воссоздана хрупкая атмосфера эпохи, этика и эстетика времени, невероятно тонко коррелирующаяся  с сегодняшним днём: https://worldpodium.ru/news/k-smelym-dusham-tvoryashchim-lish-strasti-velene-v-moskovskom-gubernskom-teatre-predstavili.

В этом репортаже речь пойдёт о постановке, продолжающей цикл «Поэтическое кабаре» в Московском Губернском театре - в декабре 2020 года на Малой сцене МГТ состоялась премьера спектакля, который атмосферно и символично называется "Поэтическое кафе «Луч»".

На сей раз автор идеи и режиссёр Ольга Матвеева обратилась к поэзии периода «оттепели», написанной в конце 50-х и 60-х годах двадцатого века. «Оттепель» - время пробуждения и обретения свободы, время нового театрального языка и кинематографа, и, конечно, время литературных открытий. Стихи были нужны всем. Их читали на площадях и стадионах, в музеях и у памятников….  Это было удивительное время, которое можно и нужно назвать периодом полётов и открытий!

Ольга Матвеева, режиссер:

«Это уже второй спектакль из поэтического цикла, который мы начали в прошлом сезоне. Первый спектакль был посвящен «серебряному веку», яркому поэтическому всплеску начала 20 века. Продолжить цикл мы решили периодом, равносильным ему по количеству талантливых поэтов – это 60-е годы, период «оттепели». Отличительная черта нашего поэтического цикла – мы стараемся дать слово не только тем поэтам, чьи имена на слуху и чьи стихи всем известны. Так, в эпоху «серебряного века» было очень много незнакомых широкой публике прекрасных поэтесс, которые наравне с Ахматовой и Цветаевой стали героинями спектакля «Серебряное зеркало» и чьи стихи мы включили в эту постановку. Точно также в «Поэтическом кафе «Луч» помимо Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественского, Бродского будет много незнакомых широкой публике имен. Я считаю, что невозможно составить полную картину эпохи, обратившись только к 5-6 поэтам. В нашем спектакле их будет 27, и они все действительно интересные, самобытные. Будет «лианозовская группа», долго запрещенная в СССР, - это поэты, которые испытывали и давление, и гонения со стороны властей, и даже детские стихи этих поэтов не печатались, - первые издания появились только в перестроечные времена. Основатель этой группы Евгений Кропивницкий и его ученики Игорь Холин, Генрих Сапгир, Ян Сатуновский – очень интересные поэты со своим самобытным языком, много сделавшие для развития поэзии XXI века».

«Поэтическое кафе «Луч» - это не художественное чтение стихов, которое чередуется с музыкальными композициями, а гармоничный синтез известных и неизвестных стихотворений и шлягеров периода «оттепели». Произведения 27 поэтов филигранно соединены в единую историю, в её основе судьбы разных людей, непредсказуемым лабиринтам которых было суждено переплестись.

Словно многогранные яркие лучи в спектакле встретились разные советские люди - поэты, находящиеся в фаворе удачи, и разгромлённый в пух и в прах диссидент, певица и музыканты оркестра, геологи, студенты и жители бараков, фотокорреспондентка и официантка, буфетчица пивной и заведующая залом поэтического кафе, её муж, безвинно репрессированный, как и миллионы жителей страны Советов…

Согласно сценографии Андрея Климова действие спектакля происходит не только на сцене, но и в пространстве между первым рядом зрительного зала и сценой, благодаря чему публика чувствует себя не только зрителем, но и участником событий.

На сцене выстроен интерьер Поэтического кафе «Луч», где собирается творческая элита того времени. Место действия - морской городок, из окна «Луча» открывается живописная панорама на умиротворяющую морскую гладь.

Над бескрайним морем жизни сияет ярко-оранжевое солнце, таким ближайшая к земле звезда бывает в мгновения рассвета или заката, которые, с одной стороны,  символизируют завершённость круга, а с другой - бесконечность, открывающую неизведанную перспективу новым горизонтам. А может быть, это не солнце, а сладкий, спелый, сочный или, наоборот, кисло-пряный апельсин? Тем более что единственное прозаическое произведение, искусно интегрированное в спектакль  - фрагмент биографии Андрея Вознесенского?

В «Луче» встречаются и расстаются, просят прощение и признаются в любви, говорят на языке стихов, спорят, жарко дискутируют, вдохновенно поют, сообщают радостные вести, грезят о новом и неизведанном…В Луче, как в зените успеха, блистают поэты, обласканные временем - диссидент, которого пропесочили в «Правде» мгновенно покидает стены заведения. Опального Иосифа Бродского здесь решатся прочитать лишь однажды - только тогда, когда нет посторонних «ушей», ведь «доброжелатели» могут донести наверх.

В уголке между зрительным залом и сценой развернулось другое пространство - пивная «Поплавок», куда приходят жители бараков.

В «Поплавке» мир диаметрально противоположный «Лучу», более приземлённый и, может быть, примитивный, но не менее искренний и настоящий. Здесь бескорыстно угостят зашедшего с горя пропустить кружечку пива диссидента, здесь - всё просто и очевидно.

Если в «Луче» звучат стихи поэтов, имена которых мы хорошо знаем - Андрей Вознесенский, Геннадий Шпаликов, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко и многих других широко известных авторов, то в «Поплавке» мы услышим стихи тех, чьи имена незаслуженно забыты. Ольга Матвеева вместе с блистательной командой постановщиков и потрясающими губернскими артистами подарили возможность выплыть из пучины забвения тем поэтам, кого запрещали и кто забыт, кому не дали шанс подарить свой талант людям при жизни, но чьи судьбы и творческое наследие всё же всплыли, как «Поплавок», через болото обстоятельств и дошли до читателей.

Поэзия - это основа, фундамент и драматическая ткань спектакля, но не менее важными и значимыми его составляющими являются музыка и хореография.

В спектакле участвуют музыканты Губернаторского оркестра Московской области п/у Сергея Пащенко: Евгений Соколовский (Клавиши), Марков Максим (Клавиши),  Махов Илья (Гитара), Илья Ефремов (Ударные), Черкасов Константин (Ударные), Малюгов Александр (Контрабас), Дей Павел (Мультиинструменталист (кларнет/саксофон)), Кузнецов Александр (Мультиинструменталист (кларнет/саксофон)).

Постановка выстроена на контрастах: лёгкость и пронзительность, невероятная атмосферность и мелодичность, душевность и ритмичность.

 «Оттепель» и несколько последующих десятилетий -  время, когда песни писали и пели не на слова, как сейчас принято говорить, а на стихи! Стихи, которые затрагивают самые потаённые уголки души, резонируя в самое сердце, стихи, которые дарят бескрайний простор для фантазии и мечты и становятся спасительным, живительным эликсиром для душевных ран.

Произведения многогранны - острые и лиричные, нервные и меланхоличные, возвышенные и приземленные, метафоричные, философские, с гротеском и аллегорией, с иронией и сарказмом, с вызовом и протестом, с верой и разочарованием, но неизменно – с любовью к человеку и к жизни, с надеждой на призрачное и туманное счастье и гармонию, к которым каждый из нас стремится.

Звучащие в спектакле песни на стихи Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Геннадия Шпаликова, Александра Галича, композиции из репертуара Майи Кристалинской и замечательные мелодии Микаэла Таривердиева, являются настоящими символами того времени. Музыкальный руководитель спектакля - Валерий Федоренко, педагог по вокалу - Евгений Астафуров. В Поэтическом кафе «Луч» звучат культовые шлягеры, которые с нами по сей день - «Возможно», «Первый лёд», «Я тебя подожду», «Четырнадцать минут до старта», «Ну что тебе сказать про Сахалин?»,  «Снег идёт», «Палуба», «Последняя электричка» и многие другие. 

Поют, конечно же, не только актрисы, которые исполняют роль Певицы, но и другие актёры и актрисы, задействованные в спектакле!

Хореография Анны Гилуновой как всегда филигранно погружает в эстетику эпохи, в которой происходят события. Ритмы рок-н-ролла, разнообразные парные танцы, зажигательные, грациозные, страстные и соблазнительные хореографические номера гармонично интегрированы во всё действие.

Костюмы Андрея Климова отражают стиль и моду того времени - пышные юбки и брюки-дудочки, кожаные куртки, твидовые пиджаки, шерстяные свитеры, элегантные «двойки» и «тройки»… Ох, сколько женственности и мужественности, изящества и красоты в этом стиле одежды!

Актёрский состав восхищает не только в контексте драматического перевоплощения, вокала, проникновенного чтения стихов и профессионального мастерства, которым все губернские артисты владеют блестяще, но и с точки зрения погружения в образ и в атмосферу тех лет: ни на мгновение не возникает диссонанса, что это актёры играют роли людей 60-ых -  у публики абсолютное ощущение, что на сцене люди, телепортировавшиеся из прошлого!

«Оттепель» в постановке Ольги Матвеевой растопит льдинки даже самых чёрствых сердец!

Ольга Матвеева несомненно является не только прекрасным режиссёром, но и тонким психологом - нам кажется, что всем актёрам невероятно близки те стихи и песни, которые они читают и поют, и те персонажи, которых воплощают на сцене. Согласно оригинальной задумке создателей спектакля персонажей поэтического кафе зовут так же, как актёров, исполняющих их роли. И это очень точно и тонко, ведь перед нами не конкретные литературные герои какой-то одной пьесы или романа, а собирательные образы советских людей.

У каждого героя своя боль и свои мечты, свои победы и поражения и, конечно, своя судьба.

Например, официантка в воплощении Анны Цанг. Героиню огорчают сложности в личной жизни, она искренне сожалеет о навсегда ушедшем прошлом и потраченном не на то времени, которое невозможно повернуть вспять. Анна очень органично читает произведения Беллы Ахмадуллиной, чувствуется, что актриса любит эти строки.

Фотокорреспондентку (в нашем фоторепортаже -  Наталья Шклярук, в другом составе - Вера Шпак) гнетёт боль личной катастрофы, она много курит и никому не верит, должно пройти время, прежде чем молодая женщина снова научится доверять людям и открыть сердце новому чувству.

Статный привлекательный Поэт (Антон Соколов) в стильной кожаной куртке является объектом романтичных взглядов многих эффектных барышень, но не замечает никого, кроме «колючей» недоверчивой фотокорреспондентки. Сможет ли он растопить её сердце? Не будем разрушать интригу, но, когда эти актёры будут читать «Апельсины» Вознесенского, сдержать слёзы будет трудно не только сентиментальным девушкам в зале, но и брутальным мужчинам со стальными нервами.

Другой поэт, будущий диссидент (Андрей Щёткин) - рефлексирующий интеллигент, которого удручает невозможность писать и говорить о том, о чём кричит душа.

Два романтика-геолога, которых трогательно и трепетно воплощает супружеская пара актёров Андрея и Елены Исаенковых. Песни под гитару, жажда приключений, новые горизонты и континенты...

Ещё одна пара, являющая олицетворением молодёжи и оттепели, студент (Евгений Сыркин) и студентка (Наталья Качалкина) - они ссорятся и мирятся, встречаются и расстаются, но в определённый момент понимают, что не могут жить друг без друга. Другая студентка (Полина Галкина) находится в активном поиске большой и светлой любви, но пока не встретила свою вторую половинку.

Очаровательная певица задаёт душевный и трепетный музыкальный тон атмосфере поэтического кафе. В нашем репортаже в этой роли дебютировала Юлия Пилипович, в другом составе певицу воплощает Алина Ивах. Безусловно, у каждой актрисы - своя певица и свой индивидуальный рисунок роли.

Неиссякаемой энергии юности, куражу и задору молодости словно бы противопоставляется мудрость и опыт зрелости.

Отнюдь не безоблачна и жизнь буфетчицы пивной, судьбу которой на сцене проживает Елена Петрова. Женщина мечтает от тихом семейном счастье, но страдает от одиночества -  муж погиб на фронте, а выросший сын злоупотребляет «зелёным змием». Обретёт ли аппетитная буфетчица своё женское счастье? И что её связывает с интеллигентной заведующей залом поэтического кафе? Это мы увидим, придя на спектакль, в котором не просто говорят гармоничным языком поэзии, но и чувствуют, живут и дышат, словно в стихах, без форматов и форм, без фальши и лицемерия, честно, искренно, наотмашь.

Строгая и сдержанная Заведующая залом (в нашем фоторепортаже состоялся дебют в этой роли актрисы Людмилы Менчинской, в другом составе - Юлия Романович). За внешним обликом интеллигентной дамы, лояльной к действующим в стране законам, скрыта боль обиды, разочарования и светлый луч надежды, что её безвинно репрессированный по политической статье муж будет реабилитирован и вернётся домой.

Он вернётся, но это будет уже другой человек, на котором навсегда осталась печать несправедливого наказания и потерянных лет жизни. Пронзительная песня Галича «Облака плывут в Абакан», стихи Бориса Слуцкого «История над нами пролилась» и другие поэтические произведения политической тематики, которые проникновенно исполняет актёр Сергей Кисса, вспоминают очень больную тему в истории нашей страны, которую многих ходят вычеркнуть из прошлого, но это ни в коем случае нельзя предавать забвению.

В спектакле звучат фрагменты записей выступлений Никиты Сергеевича Хрущёва, лозунги и призывы - догнать и перегнать Америку, совершить прорыв в разных областях, но, увы, далеко не все эти амбиции были реализованы, а очень многие навсегда потерялись в этой безумной гонке, став песчинками в пространстве и во времени.

Очень показательна первая сцена второго действия, в которой официантка Анна Цанг маскирует стрелку на порванном чулке, а голос генсека из репродуктора яростно транслирует об успехах в состязании с Западом…

Для публики старшего поколения, заставшей Советский Союз, этот спектакль - удивительный и по-настоящему бесценный клад, погружающий по волнам памяти в летопись времён - в страну, где прошло их детство и молодость, где жили и любили, верили и мечтали они сами и их родители, бабушки и дедушки. Да, этой страны сейчас нет на карте мира, и многие идеалы и иллюзии, увы, разрушены, но в ДНК каждого из нас живёт дух СССР, победы и поражения, силы и стремления, и, конечно, «Оттепель»!

Не меньшим подарком является «Поэтическое кафе «Луч»» и для молодёжи, которую называют заморскими словами «миллениалы» и «зуммеры» - первые родились на рубеже перестройки и лихих 90-ых, вторые - дети цифрового мира 2000-ых, у них другой менталитет, жизненные векторы и ориентиры, но вот история народа и тот самый культурный и биографический код наш - русский и советский.

Дети 2000-ых, которые воспитываются в нормальных семьях, чтящих традиции, свято несут память о прошлом, гордыми колоннами «Бессмертного полка» празднуют День Победы, не превращая этот незыблемый Праздник в маскарад переодевания в военную форму, а свято храня Память о тех, кто подарил нам жизнь и мир, чьё мужество беспримерно, а подвиг бессмертен.

О войне в спектакле нет ни слова, но незримо она присутствует, ведь все герои спектакля - это дети военного времени, представители поколения победителей, которое жаждет свободы и полёта, познания и открытий, увы, порой этот полёт прерывается, разбившись о суровые айсберги реальности.

В том числе и потому, что у прекрасного государства существует другая сторона, как у жгучего солнца-апельсины:  поэты далеко не все в чести и в фаворе, многие в опале и изгнании, а люди - далеко не все трудятся во благо социализма, чувствуя себя свободными и счастливыми, многие безвинно репрессированные сидят в лагерях, постепенно, как ледяные глыбы в весеннюю оттепель, оттаивают, выходя на свободу или навсегда и растворяются в безжалостной системе.

Свобода творчества в спектакле, как и в жизни, хрупка, призрачна и очень ограничена жёсткими рамками тоталитарного государства, в котором нет других оттенков, кроме чёрного и белого - если ты не «свой», значит, чужой.

 Фойе Малой сцены губернского театра в дни спектаклей Поэтического кафе «Луч»оформляется газетами из пошлого и стилизованными под тот период эпохи - все зрители имеют возможность познакомиться с публикациями о поэтах того времени, в том числе о тех, кто был в незаслуженном изгнании.

Встретятся ли гости «Луча» и «Поплавка» друг с другом? И, если да, при каких обстоятельствах? Это, опять же, увидят зрители - мы не будем разрушать интригу.

Лично мы имеем непреодолимое желание вернуться в потрясающую атмосферу Поэтического кафе «Луч» и неподдельную искренность «Поплавка»  - очень уж хочется снова испытать этот многогранный спектр эмоций в самой широкой амплитуде, а ещё очень интересно посмотреть на Алину Ивах в роли певицы, Веру Шпак в роли фотокорреспондентки и Юлию Романович в роли директора кафе. Нет, не потому, что наш состав нам не понравился - он прекрасен и многогранен, но уверены, что каждый актёр вносит частичку души в своего героя.

В ближайшие месяцы поэтический «Луч» надежды и «оттепели» озарит Малую сцену МГТ 30 ноября и 9 декабря!

Завершаем наш репортаж отрывком из песни на стихи Кима Рыжова «Для чего ты живёшь?», которая звучит в спектакле:

«Гаснут на земле

Волны без следа,

Ветер без следа улетает...

Разве человек

Может навсегда

Так уйти, как облако тает?

Как слетает осенняя листва?

Как уходят ненужные слова?

Если ты, человек, так бесследно уйдешь,

Для чего ты живешь?..»

Пётр Мамонов тонко заметил: "Человек - это Луч, у которого есть начало, но нет конца!" Тем символичнее и ассоциативнее название поэтического кафе «Луч» и ярко-оранжевое солнце, аккумулирующее в себе бесконечное множество смыслов в безграничной проекции под названием Жизнь!

 

«Оттепелью» вдохновлялись:

Корреспондент - Бурулева Юлия

Фотограф - Павлухина Елена

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь