Московский Губернский театр продолжает радовать публику многогранными спектаклями в разных жанрах. 28 и 29 мая на Малой сцене МГТ состоялась премьера поэтического спектакля «Чужие берега», который продолжает потрясающий поэтический цикл режиссёра Ольги Матвеевой.
Ранее мы рассказывали о Поэтическом кабаре «Серебряное зеркало» и о "Поэтическом кафе «Луч»", в которых в единое драматическое действие искусно соединены произведения разных поэтов, воссоздана хрупкая атмосфера и эстетика эпохи. С рецензией на «Серебряное зеркало» можно познакомиться по ссылке: https://worldpodium.ru/news/k-smelym-dusham-tvoryashchim-lish-strasti-velene-v-moskovskom-gubernskom-teatre-predstavili , репортаж о «Поэтическом кафе «Луч»»: https://worldpodium.ru/news/vdohnovennaya-ottepel-v-spektakle-moskovskogo-gubernskogo-teatra-poeticheskoe-kafe-luch-razve
Основа «Серебряного зеркала» - произведения женщин-поэтов начала 20 века, «Поэтическое кафе «Луч»» - стихи и песни периода «оттепели», написанные в конце 50-х и 60-х годах двадцатого века, «Чужие берега» - богатейшее наследие русской эмиграции первой волны - произведения поэтов, музыкантов, прозаиков, которые вынуждены были покинуть Россию во время Гражданской войны.
Географически герои спектакля находились далеко от Родины, но Россия была в их сердце - они развивали русскую культуру на «Чужих берегах». Словно песчинки, разбросанные по миру, эти люди оказались на перекрёстках непростого выбора: Восток - Запад. Белые - красные. Военные – гражданские…
В Харбине, начиная с начала 20 века, была очень большая русская диаспора, в тот период издавалось до семи поэтических книг в год на русском языке. Это огромный пласт культурного наследия, которое ещё недостаточно широко известно и изучено. Впервые на Московской театральной сцене звучат потрясающие произведения Арсения Несмелова, чью поэзию и прозу можно назвать метафоричным сокровищем слова и глубины мысли.
В Париже звучат более известные произведения.
«Чужие берега» искусно сотканы из творчества двух десятков авторов: Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус, Георгий Адамович, Иван Бунин, Игорь Северянин, Алексей Толстой, Владислав Ходасевич, Александр Вертинский, Дмитрий Мережковский, Николай Туроверов, Арсений Несмелов, Тамара Андреева, Алексей Ачаир, Дон-Аминадо, Георгий Иванов, Борис Поплавский, Ирина Одоевцева, Лидия Червинская, Алексей Масаинов, Николай Оцуп.
«Идея поставить в Губернском театре спектакль на основе произведений русской эмиграции начала 20 века родилась года два назад, когда мы выпустили первую постановку нашего поэтического цикла - «Серебряное зеркало». Это богатейший пласт русской культуры, некоторые имена широко известны, как например Марина Цветаева или Алексей Толстой, а некоторые – незаслуженно забыты. Из их произведений, стихов, прозы, романсов родился спектакль о той эпохе, о страшном послереволюционном времени, которое пережила Россия 100 лет назад, о котором мы можем судить только по документам и воспоминаниям. Гражданская война, крах белого движения, исход из Крыма - это все нам знакомо по учебникам истории. Но живые эмоции, которые чувствовали люди того времени – их не передают никакие документы, но они – в стихах, романах, песнях. Это художественное произведение, где представлены собирательные образы людей тех лет - офицеров, поэтов, музыкантов. Это наша попытка представить, как это было, что они чувствовали, когда весь их мир рушился. Их ощущение любви к родине, тоски по ней. Россия, которую они сохранили в своей душе, в своем сердце, без которой они жить не могут. Нам очень хотелось передать в этом спектакле именно это ощущение».
«Спектакль погружает в эпоху: мы воссоздаем костюмы, музыку, пластические танцевальные номера. Работа над спектаклем началась почти год назад, я долго подступала к сценарию, собирала материалы, готовилась. Для меня было важно раскрыть незаслуженно забытые имена. В эту эпоху много русских людей эмигрировало, они все тосковали по родине, любили Россию. Долгое время не могли приспособиться за границей. Их лодка причалила к чужим берегам. Биография каждого поэта - отдельная история, которая достойна отдельного фильма или спектакля. У нас не было задачи уйти в биографии поэтов: мы показываем их как творцов культуры. Это то, что было для них спасением в тяжёлых условиях. В стихах, в прозе передаются взаимоотношения этих людей, их чувства. В спектакле показана жизнь человеческого духа: они любили, страдали, мечтали, были вынуждены зарабатывать. История русской поэзии и на её фоне - истории людей. У публики есть желание не только слышать стихи, но и понимать их. И это, наверное, наша главная победа!
Во время работы над спектаклем мне постоянно вспоминалась гениальная строчка Георгия Иванова: «Но я не забыл, что обещано мне воскреснуть, вернуться в Россию стихами». Это стихотворение не звучит в спектакле, но оно очень созвучно с его смыслом. Возвращение в России стихами, я надеюсь, мы наблюдаем!»
«Чужие берега» - спектакль о «Вечном зове» родного Отечества и «Чувстве Родины», которое не покидает человека, где бы он ни находился. Герои спектакля - благородные офицеры, многогранны поэты, талантливые писатели и музыканты, прекрасные женщины, в которых гармонично сочеталась хрупкость и сила.
Все персонажи надеялись, что совсем скоро вернутся домой - едва ли кто-то из них предполагал, что жизнь за границей станет их судьбой. Во многом эти люди прославили русскую культуру во всём мире. Офицерская честь и достоинство были для них не пустым звуком, а жизненным кредо. И какие бы ветра и бури ни раскачивали «паруса» их жизней под «прицелом» судьбы, они оставались верны самим себе, ничто человеческое им не было чуждо - они влюблялись и расставались, верили и мечтали. «Чужие берега» - спектакль, который максимально отстранён от бытового контекста: это бесконечные вокзалы, порты, дороги. Ветреный перекрёсток эпох, культур, убеждений, ценностей...
В спектакле участвуют многогранные актёры МГТ: Антон Соколов, Кирилл Новышев, Евгений Сыркин, Сергей Кисса, Иван Иванов, Артем Губин, Сергей Медведев, Алексей Веретин, Евгений Гомоной, Сергей Ренсевич, Наталья Смирнова, Валентина Поломошнова, Марина Бояринова, Елена Исаенкова, Елена Цагина, Ирина Токмакова, Дарья Рябцева, Юлия Пилипович, Елена Киркова, Наталья Шклярук, Александр Фролов, Александр Фролов, Алина Ивах, Андрей Мисилин.
Музыкальное сопровождение - Губернаторский оркестр Московской области (главный дирижер Сергей Пащенко).
«Чужие берега» - это не факты биографии и документальные архивы, это чувства и мысли, пронзительно и проникновенно рассказанные стихами, монологами и песнями. Хочется слушать и постигать смысл, заложенный в уста героев. Персонажи спектакля - собирательные образы поэтов, писателей и музыкантов того времени, в произведениях которых, как в призме, отражались их ценности, взгляды, иллюзии, амбиции, противоречия и надежды.
В постановке задействованы все поколения артистов - герои покинули Родину, находясь в разном возрасте и социальном статусе, на чужбине каждый из них выживает так, как может, но всех их объединяет ощущение пустоты, тоски и ностальгии, которое очень точно отражает стихотворение «Лучина» Марины Цветаевой:
«…Что скушным и некрасивым
Нам кажется ваш Париж.
«Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?»…»
Как за спасительную соломинку, персонажи цепляются друг за друга - вместе на чужбине хотя бы немного, но легче.
До слёз пронзительна история Офицера (Антон Соколов), разочаровавшегося в жизни и готового свести с ней счёты, и спасённой им одинокой девушки, работающей официанткой в Париже (Елена Исаенкова), которая не даёт ему совершить смертный грех и становится для героя «заветной звездой любви».
«К сожалению или к счастью, ничего не изменилось за эти тысячелетия, пока человечество существует на планете Земля. Люди также любят, страдают, мучаются, убивают друг друга или, наоборот, делают друг другу приятные вещи. Во все времена людей волнуют одни и те же проблемы: наши мысли могут отличаться по форме, но их содержание остаётся прежним. Не зря до сих пор ставят Шекспира, Чехова, остаётся актуален Достоевский. В этих текстах заложены определённые высказывания, которыми мы общаемся и пытаемся донести друг до друга и до людей, которые находятся в зале. Подход к поэзии такой же, как к любому тексту - понять тему, найти, насколько это близко для тебя самого, и попытаться это сделать максимально честно. Каждый персонаж - определённая сторона человека. Ты открываешь в себе эти вещи, все персонажи постепенно становятся тебе близки, ты одинаково за них переживаешь. Хочется, чтобы они были понятны и близки зрителям, которые на нас смотрят».
Трогательна и трепетна история любви официантки (Ирина Токмакова/Дарья Рябцева) и поэта (Кирилл Новышев).
«Я занята в кабаре «Серебряное зеркало» и «в Чужих берегах». Очень интересно работать над этими персонажами, «собирать» эти образы».
«Думаю, что наш спектакль, в первую очередь, про людей, любовь и одиночество. Но больше всего, наверное, он про одиночество. В этом одиночестве люди не теряют себя и пытаются любить».
Фатальное одиночество людей, по каким- либо причинам покинувших родные берега, дрейфующих по морям, вокзалам и пристаням, которые несмотря на комфорт были есть и будут чужими.
Песня «Новый бублички», известная в инструментальной версии, всего один раз была записана с текстом. Создатели спектакля проделали колоссальную работу по расшифровке текста этой песни и интегрировали произведение в начало спектакля.
Проникновенно звучит ностальгическое танго «Чёрные глаза», ироничный романс «Без женщин», любимый миллионами романс «Гори, гори, моя звезда», пронзительные "Чужие города" Вертинского и многие другие композиции.
В Харбине мелодии китайской музыки и национальных костюмов виртуозно соединяются со стихами Алексея Ачаира, Арсения Несмелова и филигранно выстроенным пластическим рисунком, который восхитительно создали хореограф Анна Гилунова и постановщик пластических номеров Батраз Засеев. Экспрессивны сценические и личные взаимоотношения китайских дивертисментов истории, которых воплощают Наталья Шклярук/Наталья Смирнова, Сергей Ренсевич, Валентина Поломошнова.
В элегантном Париже вместе с героями зрители участвую в «Тараканьих бегах», танцуют страстное, соблазнительное «Танго», полное страдания и боли.
«…Здесь шумят чужие города
И чужая плещется вода.
Вас не взять, не спрятать, не прогнать.
Надо жить, не надо вспоминать,
Чтобы больно не было опять…»
Эти строки из потрясающего романса в ритме танго, который вплетён в спектакль не только музыкальным, но и хореографическим номером, тонко отражают трагизм «Чужих берегов» и беспросветную тоску по родной земле, драму надломленных, но не сломавшихся людей, которые способны любить и творить.
Отметим профессиональных вокал актёров, исполняющих композиции в многогранной палитре чувств. Поют в спектакле все герои, но есть и отдельный персонаж певицы, в образе которой в разных составах предстают Юлия Пилипович и Алина Ивах.
Исторический контекст дал ключ и к визуальному решению постановки. Художник Андрей Климов создает условное пространство вечного вокзала, бесконечной дороги. Один из признанных специалистов по историческому костюму, он уделил огромное внимание каждой детали костюма, тканям, воссоздавая ту эпоху. В костюмах использованы натуральные ткани, которые по фактуре максимально близки ко времени действия, офицерскую форму заказывали в Белоруссии. Словно с экрана исторической киноленты или с кадра фотохроники на сцену Московского Губернского театра взошли бравые офицеры и элегантные женщины.
В концептуальную ткань спектакля интегрирован даже занавес, который становится то картой военных действий, то морской гладью и волнующимся прибоем, то поездом, стремительно мчащемся в неизвестность. «Чужие берега», словно стремительный поезд, то замедляющий скорость, то динамично несущийся на всех двигателях.. Куда летит этот поезд? Кто его пассажиры? Каким будет путь, рельсы которого петляют по извилистым лабиринтам судьбы? Это во многом зависит от нас самих и, конечно, от судьбы. Цивилизация идёт вперёд со скоростью света, но, человеческая личность — по-прежнему самая противоречивая, зыбкая и неизведанная субстанция. Как в "Ночной прогулке" Ивана Бунина:
«...Я из десятого века, — решаюсь
Полюбопытствовать: вы из какого?»
И отвечает она, оскаляясь:
«Ах, как вы молоды! Я из шестого»…»
Этот ретро-кадр говорит жителям 21 столетия, которые порой склонны к излишней рефлексии и самоанализу, что всё на свете повторяется: чтобы не допускать ошибок предков и не принимать фатальных решений в судьбе, хорошо бы, изучать и анализировать исторические факты. Все герои спектакля «Чужие берега» - не формальная строчка из учебника истории или сухой факт энциклопедии, это живые люди, такие же, как мы, мечтающие и страдающие, петляющие по дорогам жизни. Они задают вопросы и постигают ответы, ищут маяки, векторы и ориентиры, указывающие верные маршруты в постоянном выборе на перекрёстках судьбы.
2 июня оpen-air версия спектакля «Чужие берега». Противостояние» откроет IV Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» (режиссер версии - Сергей Безруков). Церемония открытия состоится в Музейном комплексе «Паровозное депо «Подмосковная», на открытой площадке, в антураже старинной железнодорожной станции. Об этом событии мы обязательно расскажем.
«Завершить статью о «Чужих берегах» хотелось бы жизнеутверждающей строчкой из стихотворения Арсения Несмелого: «День начался зайчиком, прыгнувшим в наше окно…» В погоне за призрачными ценностями и манящими «Чужими берегами», блуждая по морям и странам, важно не упустить «солнечного заиньку» своей жизни.
Мы поздравляем всех причастных к потрясающему спектаклю с премьерой, от души рекомендуем посмотреть все части поэтической трилогии Московского Губернского театра, а ещё желаем всем и, конечно, самим себе всегда находить тихие пристани, уютные гавани и спокойные бухты дома, ведь нет ничего ближе, чем земля предков и воздух родного Отечества.
У «Чужих берегов» «дрейфовали»:
Корреспондент - Бурулева Юлия
Фотограф - Герман Жигунов/пресс-служба МГТ
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.