Величайшего Гения Русского языка и мировой литературы, Александра Сергеевича Пушкина, заслуженно и справедливо называют «Наше всё» - за недолгий земной век писатель и поэт создал такое количество шедевров, что навсегда обеспечил своему творчеству бессмертие. И хотя эпоха Пушкина «дела давно минувших дней», он по-прежнему актуален и современен, а произведения классика по праву считаются «энциклопедией человеческой души».
Все мы со школьной скамьи помним великий роман в стихах «Евгений Онегин» и, надо сказать, у многих ещё с детства и отрочества выработан стереотип об этом произведении, как исключительно классическом, пафосном, безапелляционном. Безответная любовь деревенской девушки и не оценивший её цинизм столичного «dandy», балы и приёмы, сплетни и дуэли, законы чести…
Из-за чёрно-белых штампов и однобоких шаблонов восприятия большинство из нас даже не пытается открыть что-то новое, в хорошо известном произведении.
Но есть те, кто выходит из привычной зоны комфорта, и интерпретирует Пушкина сквозь призму восприятия современного человека.
Несомненно, Александр Сергеевич был бы этому рад, ведь писатель не был ханжой, ему были присущи дерзость, кураж, озорство, азартная страсть к экспериментам и импровизациям, вечное стремление к открытию новых горизонтов и незыблемых истин!
Всё это есть в новом мюзикле «Онегин» в постановке Алексея Франдетти, премьерные показы которого с аншлагами прошли с 16 по 19 декабря на сцене объединенного Театра на Таганке.
Мы неоднократно рассказывали о талантливых спектаклях трёхкратного лауреата «Золотой Маски» Алексея Франдетти. С репортажами можно познакомиться по ссылкам:
«Ромео VS Джульетта XX лет спустя» в Театре Оперетты:
https://worldpodium.ru/news/slovo-o-lyubvi-ne-novo-tolko-my-gotovy-plakat-i-smeyatsya-vnov-myuzikl-romeo-vs-dzhuletta-xx
https://worldpodium.ru/news/v-serdce-ne-derzhi-melochnyh-obid-i-togda-lyubov-snova-pobedit-myuzikl-romeo-vs-dzhuletta-xx
«Стиляги» в Театре Наций: https://worldpodium.ru/news/ya-chto-nado-aleksey-frandetti-predstavil-myuzikl-stilyagi-na-scene-teatra-naciy
Интервью к премьере мюзикла «Питер Пэн» на сцене МОГТЮЗ: https://worldpodium.ru/news/onlayn-zhurnal-teatr-go-intervyu-s-rezhissyorom-dvukratnym-laureatom-premii-zolotaya-maska
«Гордость и предубеждение» в МХТ им. А.П. Чехова: https://worldpodium.ru/news/myuzikl-gordost-i-predubezhdenie-v-mht-im-ap-chehova
«История любви»: https://worldpodium.ru/news/myuzikl-istoriya-lyubvi-lyubov-eto-kogda-ne-nuzhno-govorit-prosti
Все зрители знают, что на спектаклях этого выдающегося режиссёра никогда не бывает скучно: постановки Франдетти - синергия эмоций и синтез разных жанров и стилей, рандеву чувств и событий!
В основе нового мюзикла Театра на Таганке оригинальная канадская постановка Амиеля Гладстона и Веда Хилле: авторы, никогда не бывавшие в России, рискнули перевести «Евгения Онегина» Пушкина на английский язык и поставить его за рубежом!
Алексей Франдетти замахнулся ещё на более сложную задачу: перевести канадский мюзикл обратно на русский, интегрировав в него великую поэзию Пушкина и музыку Чайковского, стилистику инди-рок и хиппи, динамичные рок и рэп-мотивы, не привязывая происходящие на сцене события к какому-то определённому времени, но сохраняя русскую душу и все главные сюжетные линии персонажей, которые вполне могут быть нашими современникам!
В мюзикле «Онегин» нет пафоса и патетики, в постановке много задора, озорства, куража и доброго хулиганства - в спектакле бурлят чувства, противоречия, соблазны, сомнения и страсти!
"Онегин" Франдетти стал первым спектаклем на новой, по сути, исторической, сцене объединенного Театра на Таганке, в котором играют актеры вновь единой труппы.
Все артисты блестяще справляются не только с драматической составляющей, но и со сложными вокальными и хореографическими партиями.
Роль Онегина воплощают Павел Лёвкин и Максим Маминов, образ Татьяны — Софико Кардава и Наталья Инькова, Ольги — Дарья Алыпова и Анастасия Вивденко, Ленского — Иван Коряковский и Александр Казьмин.
Циничный сноб Онегин, уставший от жизни и от самого себя, и романтичный, возвышенный поэт Ленский; порывистая барышня Татьяна погружённая в книги и мечты, и лёгкомысленная, очаровательная, порхающая, как бабочка, Ольга…
Татьяна беззаветно влюбляется в Онегина, а он страдает от однообразия, скуки и хандры и не знает, чего хочет. Ленский преданно любит Ольгу и нелепо гибнет на дуэли от человека, которого когда-то называл другом…
Режиссёр использует оригинальный приём - «Театр в театре»: перед зрителями предстаёт труппа актёров, колесящих по городам и весям на колоритном грузовике.
Огромный фургон, являющийся основной частью декораций, можно назвать произведением искусства! Он не просто величаво стоит на сцене и поворачивается, но и ездит. В этом фургоне замаскировано огромное количество локаций действия, которые сменяются стремительно.
По доброй традиции в постановках Франдетти играет даже реквизит - банные принадлежности, зимние санки и лыжи, зонты…
Актёры постоянно находятся на очень высоком эмоциональном градусе - герои ведут не только диалоги друг с другом, но и периодически вступают в интерактив с публикой.
Зрители чувствуют себя не просто свидетелями, но и полноправными участниками событий: гостят на Дне рождении Татьяны в патриархальном поместье Лариных, вальсируют на балу, где искусно меняет «звериные» маски высшее общество Петербурга, прогуливаются по разводному мосту под чарующим светом фонарей, на котором происходит последняя встреча Евгения и Татьяны…
Музыканты оркестра под управлением Армена Погосяна органично расположились на арьерсцене - в окнах полуразрушенной дворянской усадьбы.
Сценограф, художник по костюмам Анастасия Пугашкина и её ассистент Екатерина Гутковская точно поняли и воплотили задачу, поставленную режиссёром: эклектичные образы героев гармонично миксуют разные стили и контрастно балансируют между многими эпохами.
Хореография Ирина Кашубы грациозна и виртуозна - пластика персонажей обрамляет их характеры и придаёт индивидуальные черты каждому персонажу.
Напомним, что эпиграфом к роману «Евгений Онегин» является строчка Вяземского: «И жить торопится, и чувствовать спешит», ставшая крылатым фразеологизмом.
Считается, что именно так Александр Сергеевич Пушкин охарактеризовал своего героя, который торопится жить, но упускает в этой призрачной погоне что-то важное и ценное, которого мучает хандра от нереализованных надежд и разбившихся иллюзий… Знакомы ли эти чувства нам, жителям стремительного инновационного 21 века? Более чем!
Ведь мы, как и Евгений Онегин, в погоне за материальными, карьерными и другими амбициозными ценностями, в меркантильном ритме и драйве жизни порой теряем самих себя: обрастаем шипами равнодушия, цинизма и эгоизма, перестаём ценить настоящие чувства, все красоты и чудеса того мира, который нас окружает, нивелируем понятия добра и милосердия… А когда иллюзии разбиваются об айсберги суровой действительности, нас одолевает мучительная хандра от осознания того, что ретроспективно ничего нельзя изменить.
«Не пропусти любовь!»: основная мысль спектакля заключена в финальной фразе мюзикла «Онегин» - этот мудрый постулат является поучительным заветом всем людям, которые перестают слушать и слышать своё сердце и упускают то самое важное, что дарит им судьба!
Поздравляем всех создателей с успешной премьерой! Ближайший блок спектаклей состоится на сцене Театра на Таганке 28,29,30 января.
Дерзким и озорным «Онегиным» вдохновлялись:
Корреспондент - Бурулева Юлия
Фотограф - Сонкина Татьяна